![]() |
С миру по нитке [27.06.2022] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки: «Три кот... | |
![]() |
Голосуем кошельком [23.06.2022] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Новости премии Geek Media Awards 2022 |
Претенденты на звание «Игры года для начинающих». | |
![]() |
С миру по нитке [22.06.2022] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» выпус... | |
![]() |
«Остров кошек» — предзаказ! |
«Остров кошек» — одна из лучших семейных стратегий мира, в которую с одинаковым ... |
В этой статье я хочу рассказать про игру Pax Pamir. Я не буду подробно описывать правила, а сосредоточусь на механиках и попытаюсь разобраться, почему эта игра так интересна.
Вырезка из правил:
«В игре Pax Pamir каждый участник возьмёт на себя роль афганского лидера XIX века и попытается возглавить новое государство после краха Дурранийской империи. Западные историки часто называют этот период «Большой игрой» в связи с ролью, которую сыграли в нём европейцы, использовавшие Центральную Азию в качестве поля для собственных политических интриг. В Pax Pamir эти империи представлены только с точки зрения афганцев, желавших в личных целях манипулировать чужаками, встревающими в их политику».
Цель игры — получить преимущество по количеству фишек, которые добавляются и убираются с помощью карт. Мы будем покупать карты с рынка и разыгрывать в ряд перед собой, в так называемый двор. Разыграв карту, нужно немедленно применить эффекты всех символов воздействия с неё в соответствующий регион. А когда карта уже лежит в нашем дворе, мы будем оперировать её действиями.
Почти все результирующие действия связаны с выставлением и удалением фишек в регионах Афгана и на картах во дворах игроков.
В игре всего два вида таких фишек: блоки и цилиндры.
Блоки трёх цветов отождествляют силы коалиций, внешних по отношению к игрокам, — Афгана, России и Британии. Вы будете выставлять блоки той коалиции, которой вы лояльны. Но если вы поменяете лояльность, придётся манипулировать блоками другого цвета. И это всегда очень важное и интересное решение.
Цилиндры представляют ваших верных людей. Цилиндр может быть выставлен в регион как племя, на жетон лояльности в качестве подарка, а также на карту во дворе игрока как шпион. Как видите, в Pax Pamir даже карточки, с которых игроки разыгрывают действия, тоже считаются абстрактными территориями — по ним шагают шпионы, контролируют и уничтожают их.
Вот так на протяжении игры мы будем расставлять армии и дороги лояльных нам коалиций, сражаться, а ещё внедрять шпионов по дворам оппонентов и распространять племена по регионам Афгана, чтобы получить преимущество либо по выставленным на поле блокам, либо по выставленным цилиндрам.
Карта события, запускающая проверку этого условия, называется «Проверка господства». Если во время такой проверки блоков одного цвета, находящихся на поле, окажется на четыре больше, чем любого другого, считается, что эта коалиция господствует на территории Афгана. Игроки, лояльные ей, получают победные очки.
Если же ни одна из фракций не смогла получить господство, проверяем, кто из игроков лучше распространил свои собственные силы, то есть ввёл в игру больше цилиндров со своего планшета. Соответственно, этот игрок и получит победные очки.
Из этого следует, что основные механики, работающие на главную цель, — это ареа-контроль и ареа-мажорити.
Всего в игровой колоде четыре «Проверки господства». При подготовке к игре карты проверок замешиваются так, чтобы они появились с определённой периодичностью. И это главный элемент, дающий тонну интереса, о чём я напишу подробнее дальше.
Союзникам Британии осталось выставить ещё один розовый блок, чтобы получить преимущество. Ну, или убрать один жёлтый блок России перед ближайшей проверкой господства.
Карты двора приобретаются на рынке. Рынок — это два ряда по шесть карт, которые сдвигаются справа налево, заполняя освободившиеся места. С рынком связана очень интересная механика: когда мы покупаем карту, деньги выкладываются на все карты слева от неё. Игрок, покупая карту с лежащими на ней деньгами, забирает их себе. Получается, все деньги в игре циркулируют между рынком и игроками и почти не пополняются из банка. В этой замкнутой экономике есть какая-то притягательная красота. Когда у одного много денег, это значит, у других денег мало. На троих игроков вся экономика Афгана на начало партии будет состоять всего из 12 рупий. А чтобы получить деньги из банка, приходится брать займы. В итоге деньги через рынок утекут к оппонентам, а в случае если карту с займом зарежет вражеский шпион, ещё и долг придётся отдавать.
Одна из множества интересных задач, связанных с рынком: купить дорогую и хорошую карту или взять бесплатную и бесполезную, но с кучей денег на ней? Учитывая, что карты сдвинутся и подешевеют, а деньги на картах достанутся оппонентам, и действие надо тратить, это всегда нетривиальный и очень интересный вопрос.
Событие проверки господства уже появилось! Сейчас очень важно не упустить момент: получить преимущество или хотя бы разделить его с лидером. Военный приоритет правления немного отсрочивает покупку красной карты.
Рынок — это центральное сплетение механик игры и ключ к пониманию, почему эта игра так интересна. На нём появляются и выкупаются сильные карты, а также события, в том числе ключевые «Проверки господства». Ситуация меняется даже не с каждым ходом, а с каждым действием игрока. Доступные возможности всегда превышают ограничение на количество действий в ход. Поэтому очень важно принять правильное решение здесь и сейчас. Вместе с тем количество выборов всегда остаётся в разумных пределах — и вы не потеряете контроль над игрой.
Никакая игра не давала мне такого приятного ощущения — в ней интересно думать и делать каждое действие. Причём эмоциональное напряжение увеличивается с каждым ходом, потому что карт и фишек, введённых в игру, становится всё больше, а появление события проверки всё ближе. И когда на рынке появляется красная карта, эмоции достигают своего пика, даже если это всего лишь первая проверка за игру!
Это тот главный элемент интереса, о котором я писал ранее. Дело в том, что если после любой проверки лидирующий игрок обгонит отстающего на четыре очка, партия тут же закончится его победой. Теоретически такое возможно провернуть даже во время первой проверки, но на практике оппоненты сделают всё, чтобы у вас не получилось это сделать. Они начнут выкупать карты с эффектом внедрения армий. Они будут инициировать сражения и убирать лояльные вам армии и дороги с карты Афгана, а также убивать ваших шпионов. Они попытаются отобрать ваши деньги налогами или сменят приоритет правления на военный, чтобы цены на рынке взлетели до небес, не дав купить вам карту проверки господства. И все эти опции заполняют ваш разум роем интересных идей и решений. Тем временем такое многообразие стратегий достигается за счёт всего лишь 14 действий, доступных в игре. Вот что называется элегантный дизайн — множество стратегий с минимальным набором правил.
Ситуация напряжённая: бирюзовому игроку, лояльному Британии, остаётся выставить один розовый блок и выкупить карту проверки господства, но денег не хватает. В противном случае в проверке очки получат белый и оранжевый за выставленные цилиндры.
Хочется упомянуть, как умело автору удалось интегрировать игровой процесс в сеттинг.
Игра удивительно сильно погружает при несложной механике на контроль территорий и небольшом наборе доступных действий. Вы будете видеть не фишки, а армии коалиций, вошедшие в регионы. Вы будете чувствовать нависшую угрозу, когда вражеский шпион встанет на вашу политическую карту. И это действительно неприятно, потому что в любой момент шпион может «зарезать» политика — и все племена, связанные с ним, будут убраны из соответствующего региона, а вы перестанете в нём править. А иногда вам придётся давать унизительную взятку, чтобы разыграть карту.
Иллюстрации и сопроводительный текст на картах добавляют погружения. Вы видите Шуджа-шаха Дуррани на карте, читаете текст: «Правитель Афганистана, свергнутый в 1809 году. Позже он обменял на свою свободу бриллиант «Кохинур». Британцы вернули Шуджа-шаха к власти в 1839 году, но три года спустя он был убит». Эффект воздействия его карты — разместить племя в Кабуле, и вы понимаете, что это верные люди, оставшиеся преданными ему. А его уникальное свойство — «Притязания древнего рода» — позволяет ему как старому правителю собрать налоги вообще с любого региона Афгана.
В подтверждение слов о погружении можно вспомнить, что говорят за столом игроки. Они не говорят: «Я поставил здесь блок». Они говорят: «... Брат афганец, позволь разместить в Кандагаре две афганские армии... без взятки... денег нет...»
«Британец не мог предать британца... поэтому я зарежу твоего политика в Пенджабе».
«... Два русских патриота зашли в мой двор... Теперь я верен России!.. Моя разведка окутает сетями весь Афган...»
Текст и свойства карт хорошо сочетаются и добавляют погружения в атмосферу.
Pax Pamir — удивительный образец отличного баланса всех игровых сущностей. Обыкновенные механики, которые мы встречали во множестве игр, благодаря необычному сочетанию дают потрясающий игровой опыт. Небольшой набор компонентов и средней сложности правила. Даунтайм не замечается, потому что действия игроков сильно влияют на вас и на состояние игры в целом.
Плотная атмосфера постоянной изменчивости и шаткости ситуации в регионе из-за политических событий тех времён. Приходится безостановочно находить новые и новые стратегические решения.
Ну а если все оппоненты оказались слишком сильны, вот вам рецепт чобан-кебаба:
https://posudamart.ru/cookbook/osnovnye_blyuda/choban-kebab-i-choban-govurma/