![]() |
С миру по нитке [03.02.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже: «Это ф... | |
![]() |
Голосуем кошельком [02.02.2023] |
Что можно поддержать кошельком на «Кикстартере»? Отвечаем. В этом выпуске: ... | |
![]() |
С миру по нитке [01.02.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: О новинках: Zero;... | |
![]() |
Новый портал в мир приключений |
Ролевые игры в России на неделе «Куролиска». Настольные ролевые мероприятия ... | |
![]() |
«Литигаторы. Юристы в деле» — игра от юристов и для юристов |
Вышла в свет моя новая игра — «Литигаторы. Юристы в деле». Насколько я знаю,... |
игры |
Непостижимое
|
компании |
Hobby World
Fantasy Flight Games |
Дата: | 16 октября 2022 |
![]() |
8.5034 |
![]() |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Непостижимое»
Ремейк года
«Я не могу думать о морских глубинах без содрогания, которое вызывают у меня безымянные существа, в этот самый момент, быть может, ползущие и тяжело ступающие по скользкому морскому дну, поклоняющиеся своим древним каменным идолам и вырезающие собственные отвратительные образы на подводных гранитных обелисках. Я мечтаю о том времени, когда они поднимутся над морскими волнами, чтобы схватить своими зловонными когтями и увлечь на дно остатки хилого, истощённого войной человечества, о времени, когда суша скроется под водой и тёмный океанский простор поднимется среди вселенского кромешного ада».
Г.Ф. Лафкрафт
Около восьми лет назад я имел крайне неудачный опыт игры в BattleStar Galactica. В те времена в зоне доступа было не так уж много игр с предателем, поэтому предложение сыграть в «легендарную БСГ» вызвало серьёзный ажиотаж. Увы, наши ожидания разбились об отвратительную подачу — владелец коробки настоял на том, что играть нужно сразу со всеми дополнениями, «ибо так проще», перевод карт на отдельных листах, что для игры со скрытыми ролями, мягко говоря, не слишком практично. В итоге через 2–3 часа мы переключились от игры на проклятия в адрес владельца коробки. Даже не вспомню, доиграли мы ту партию или нет. Но несмотря на сугубо отрицательные эмоции в голове зарылась идея: «А игра-то кажется, стоящая!» Прошли годы, БСГ сменила обёртку на более привычный лавкрафтовский сеттинг, обзавелась локализацией. Давайте разбираться, что может предложить современным игрокам ремейк одной из самых знаменитых игр с предателем! Сразу хочу оговориться, я не собираюсь сравнивать БСГ и «Непостижимое», так что ответа на вопрос, какую версию выбрать, в этом тексте вы не найдёте. Отдать якоря, мы отправляемся в Бостон!
Наши герои
Игроки выступают в роли пассажиров и команды парохода «Атлантика», атакованного глубоководными. К слову, для «Непостижимого» авторы придумали новых персонажей, никаких заимствований из «Древнего ужаса» или «Ужаса Аркхэма». Главной особенностью игры является наличие скрытых ролей, где часть игроков выступает в роли людей, задача которых доплыть до финальной точки путешествия, а часть окажется мерзкими гибридами, жаждущими любыми способами саботировать путешествие. Причём роли раздаются дважды, в начале партии и в середине пути, так что к концу путешествия ваш друг и товарищ, которому вы доверяли больше, чем себе самому, внезапно может сменить сторону.
Кто ты сегодня?
Разберём ход игрока. В начале необходимо получить карты навыков. Их количество и вид определяются характеристиками персонажа: сила, воля, знания, общение и внимание. Далее игроку доступны два действия, среди которых:
В конце каждого хода наступает миф: игрок должен вытянуть карту из соответствующей колоды, зачитать художественный текст и кризис, для разрешения которого необходимо либо сделать выбор, либо пройти проверку. Последние проходятся с помощью карт навыков, которые игрок добирает в начале ходе, причём участвуют все. На карте мифа указаны два или три проверяемых навыка, а также требуемое число. Участники по очереди взакрытую добавляют карты с руки, туда же замешиваются две случайные из колоды хаоса. Получившаяся стопка перетасовывается и вскрывается, после чего производится подсчёт: навыки, указанные в мифе, идут в плюс, остальные в минус. Таким образом, предатели могут саботировать проверки, а чтобы их не раскрыли по количеству подброшенных карт, используется упомянутая колода хаоса, добавляющая две случайные карты в стопку. Дополнительный нюанс заключается в том, что сыщики имеют строго определённый набор навыков, например общение, силу и волю, из-за чего поучаствовать в каждой проверке не получится. Это же может выдать незадачливого или слишком наглого предателя: проверяется сила и общение, а игрок без этих навыков активно подкидывает карты.
По центру карта мифа, слева карты навыков, которые не соответствуют символам, по этому идут в минус, справа в плюс. Эту проверку не прошли.
В конце фазы мифов активируются монстры. Мелкие лезут на корабль, где стараются напасть на пассажиров или игроков, а если таких не окажется, то повредить внутренние помещения корабля, а «патриархи» (отец Дагон и мать Гидра) громят судно, находясь в воде.
Чудовища готовы вырваться из пучины морской!
После бесчинств монстров происходит движение по одному из двух треков («путешествия» или «ритуала»). Каждый имеет всего пять делений — и на последнем происходит определённое событие. Трек путешествия является единственным способом достичь победы игрокам-людям: когда маркер доходит до финального деления («прибытия»), игрок в звании капитана должен вытянуть и выбрать одну из двух карт колоды путевых точек. Каждая из них имеет значение от 2 до 4, а также стоимость, как правило в топливе. Единственная возможность победы для людей — набрать на таких картах 12 очков, после чего в последний раз завершить движение по треку. Так что плыть придётся долго и усердно. Второй трек («ритуал») показывает, насколько близко к завершению могущественное заклинание избавления; когда его счётчик доходит до последнего деления — все персонажи и монстры, находящиеся за пределами внутренних помещений корабля, погибают или отправляются в лазарет. Ну и самое интересное: к каждому из этих треков прикреплён персонаж, выполняющий роль капитана или хранителя фолианта соответственно. Первый будет выбирать карты путевых точек, а второй получает доступ к специальному действию, позволяющему взаимодействовать с колодой заклинаний. Грамотное использование капитана и хранителя — ключ к победе! А какие возможности нагадить дают звания в руках предателей... Как говорится, капитан-гибрид — горе на корабле!
Порядок престолонаследования
Пора рассказать и о предателях. Условий побед для гибридов значительно больше: закончился любой из четырёх ресурсов, повреждены все внутренние области корабля, в запасе закончились глубоководные или пассажиры. Стоит разрушить любой из этих механизмов, и несчастным людишкам несдобровать! Ресурсы тратятся при провалах, а иногда и при прохождении проверок на картах мифов, при этом восстановить их крайне проблематично. Пожалуй, самый ценный из ресурсов — топливо, оно жизненно необходимо для движения корабля, так что начинающим лягушатам стоит обратить на него пристальное внимание.
Бесславный финал нашего путешествия: предатели неистово сжигают топливо, когда до конца пути осталось совсем немного!
Игра за гибрида возможна в двух ипостасях: скрытый и явивший свою истинную сущность предатель. В первом случае вы играете как обычный сыщик, можете нагадить, подкинув отрицательные карты в проверку мифа, совершать не самые нужные и выгодные ходы, например набрать побольше полезных предметов вместо того, чтобы помогать команде, а также зловредно использовать звания капитана или хранителя фолианта. Однако портить жизнь товарищам стоит аккуратно: выдадите себя — и команда запросто отправит вас в карцер, где возможности станут крайне ограниченными, а выйти без посторонней помощи не удастся. Поэтому невинно осуждённый игрок может провести в сырых застенках четверть, а то и половину партии. Другое дело, гибрид. Раскрыв себя, он проще выберется из заключения, получит возможность атаковать других игроков, а также доступ к специальным картам коварства, позволяющим особо изощрено пакостить и даже управлять монстрами. Выбор момента, когда предателю пора начинать действовать в открытую, крайне тонок, чему даже посвящена отдельная страница правил.
Величайшее изобретение FFG — счётчик действий, вдруг игроки не способны посчитать до трёх? По периметру жетоны пассажиров.
Ну и отдельный пунктик, о котором невозможно не рассказать: гениальная механика «уплывания» от монстров. Каждый раз, когда вы двигаетесь по треку путешествия, все глубоководные и монархи, находящиеся в воде, сдвигаются на одну зону против хода корабля. Таким образом, от противников можно просто уплыть, что иногда является единственным вариантом избавиться от Дагона или Гидры. Механика не только полезная, но и дико атмосферная.
Трек путешествия дошёл до финального деления, теперь капитан выбирает карту.
Несмотря на подробное описание выше, «Непостижимое» достаточно проста, в ней легко разберётся игрок с минимальным стажем в амери. Набор действий знаком и невероятно прост: движение сразу куда хочешь, боёвка одним броском кубика. При этом имеются инструменты как для реиграбельности, в виде разных персонажей со своими особенностями, так и для некоторого усложнения, например возможность добавить особого предателя-культиста. К слову, FFG решила не идти привычным путём, когда к базовой игре просто необходимы дополнения, как было со многими их проектами по мифам Ктулху, — «Непостижимое» вполне самодостаточна.
Главное, что я получил от «Непостижимого» — полностью исправленное впечатление от «БСГ», о котором я писал в начале статьи. В огромной коробке не просто ещё один амери со скрытыми ролями, а сильнейшее и доработанное переиздание проверенной временем классики. Благодаря простоте, взаимосвязи элементов и напряжённому, полному недоверия геймплею «Непостижимое» по праву хочется называть ярчайшим представителем жанра кооперативных игр с предателем!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно)