![]() |
Народный топ — 2023 / Голосование |
Каждый год мы составляем Народный топ настолок. | |
![]() |
Счастливый Билет — новинка! |
![]() |
Семь дополнений для «Тиранов Подземья» |
Стартовал сбор на печать русской версии 7 дополнений для игры «Тираны Подземья».... | |
![]() |
С миру по нитке [27.01.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже: «44 ко... | |
![]() |
Голосуем кошельком [26.01.2023] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
Heroes of Might & Magic III - The board game
|
компании |
Archon Studio
|
Дата: | 14 ноября 2022 |
Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
8.4042 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с «Тесеры»
Примечание: я играл в прототипную версию в сентябре, незадолго до кикстартерной кампании (намеченной на ноябрь), так что, скорее всего, геймплей релизной версии не будет сильно отличаться от текущей.
Также я много играл в компьютерных «Героев», поэтому могу быть несколько предвзят из-за больших ожиданий.
Перейду сразу к сути: я бы поставил игре 4 балла из 10 и то лишь потому, что мне хотелось бы сыграть ещё разок полноценную партию в готовую версию, чтобы оценить её должным образом. А так оценка 2 из 10 — игра, играть в которую совершенно не хочется.
Перед тем как решить, вкладываться ли в кикстартер, следует снять розовые очки ностальгии, почитать информацию об игре, о механиках и лишь потом принимать решения. Потому что если вы ожидаете получить настольный HoMM3... в принципе игра вам всё равно может понравиться, однако она совершенно не совпадает с представлениями о том, какими должны быть настольные «Герои» (в моём случае точно). Если же вас привлекает нижеописанный декбилдер, действие которого происходит во вселенной «Героев» и который специально сделали внешне похожим на HoMM3, то тогда игра может зайти.
Начнём с графики. Она либо скопирована из HoMM3, либо сделана в том же стиле. С первого взгляда видно: вы играете в HoMM3.
По меркам настолок они очень хорошо проработаны; пожалуй, это лучшее, что есть в настольных «Героях». Тайлы тут гексагональные (по 7 гексов на тайле). На гексах находятся хорошо знакомые объекты: 3 ресурса (золото, руда и (кажется) кристаллы), древа мудрости, ящики Пандоры, камни знаний, хижины ведьм и т. д. Разумеется, не всё перенесено в настолку, но даже того, что есть, хватает, чтобы вы почувствовали себя как дома. На некоторых гексах встречаются бродячие монстры — указан только их уровень (я видел монстров 1–5 уровней, но их, вероятно, больше, так как герои прокачиваются до 7 уровня). В бою враги рандомно вытягиваются из колод соответствующего уровня. Если ваш уровень выше их уровня, они попросту сбегают — и боя не происходит (а значит и опыта вы не получаете).
Строительство тут представлено карточками с изображениями некоторых строений из компьютерной игры. Гильдия магов даёт карточку заклинания сразу после постройки и ещё одну, если заплатить 5 золота. Жилища существ позволяют нанимать бронзовых / серебряных / золотых юнитов (да, они делятся на три тира; подробнее об этом ниже). Всё очень упрощено, но работает. Особого восторга не вызывает.
Я не на 100% уверен, как работает захват нейтральных городов, поскольку у моего героя был высокий уровень и я его захватил без боя: гарнизон сбежал. Обычно же надо сразиться с врагами, которые могут прятаться за стенами с башнями. Я этот аспект игры не увидел; за выделенное нам время я успел только сразиться с вражеским героем, не его городом. Правда, если бы нам выделили побольше времени, не исключено, что противник попросту встал бы из-за стола... да, я не единственный, кто получил негативные впечатления. В общем, после захвата города вы можете либо улучшить юнита бесплатно (от стандартной численности до «толпы» — подробнее об этом ниже), либо увеличить производство ресурсов.
Это, пожалуй, главная часть игры, но лично для меня она смотрится совсем несуразно. Это не та трёшка, в которую я хотел бы играть. Впрочем, у вас могут сложиться совсем противоположные впечатления.
У героя есть 4 базовых навыка, 1 вторичный стартовый навык и специализация. Звучит знакомо? Но дальше всё становится странным (если не смириться с тем, что перед вами просто декбилдер). Все 6 навыков определяют, сколько и каких карточек у вас в стартовой колоде — и всё. При левелапе вы тянете две карточки вторичных навыков, берёте одну в руку и сбрасываете другую. Аналогично устроены артефакты и заклинания: при покупке заклинания или нахождении артефакта (в ящике Пандоры) вы просто берёте карточку в руку. В начале нового раунда вы добираете в руку карточки вплоть до лимита (который увеличивается по мере роста в уровнях) — вот и вся прокачка. Простенький декбилдинг с минимумом инструментов по контролю рандома (впрочем, дело может быть в том, что это лишь прототип / демоверсия). Вот примеры эффектов на карточках:
Следует не забывать, что разыграть можно лишь карточки в руке (декбилдинг, ага). Если у вас есть карточки знания и силы магии, но нет заклинания — это ваши проблемы. Да, можно прикупить новую карточку прямо в руку, если у вас есть золото (и отстроенная гильдия магов), но в затяжных партиях это может привести к тому, что колода будет захламлена заклинаниями, а на их усиления и существ места не останется. Аналогично с артефактами: их полезность ситуационна. К счастью, у некоторых карточек есть альтернативное применение (к примеру, «эффект Х либо +1 к силе магии»).
Как уже упоминалось, существа делятся на три тира: 3 бронзового уровня, 2 — серебряного и 2 — золотого. Существа представлены карточками, а их количество — лицевой (стандартная численность) и оборотной («толпа») стороной карточки. То есть, попросту говоря, у вас либо одно, либо два существа конкретного типа. Есть впрочем и исключения: при игре за некроманта Сандро у меня была карточка (полученная при левелапе — всего таких было 3), позволяющая улучшать «толпу» до 3 уровня численности. Очень нетематично, что такую способность можно использовать в любое время, когда карточка есть в руке, «нанекромантив» новых юнитов из воздуха, а не после боя. В результате мои скелеты, а позднее (после левелапа) и зомби получили по сути 3 жизни (так это проще считать). Правда, усилились они не втрое, так ка в этом «некромантическом» состоянии они даже слабее, чем просто толпа неапгрейженных существ.
Что касается боя, вы просто размещаете карточки юнитов на поле 3х5 клеток и поочерёдно ходите в порядке инициативы (определяемой скоростью существ; в случае ничьей ходит нападающий). Пешие юниты перемещаются на расстояние до 2 клеток, летуны — до 3. При атаке вы бросаете кубик, дающий модификатор атаки -1 / 0 / +1, затем вычитаете из него защиту вражеского существа (плюс модификаторы от карточек, если их разыгрывали) — итоговый урон готов. Если умирает «толпа», то она переворачивается на сторону с нормальной численностью, а оставшийся урон идёт уже по ней. Также можно разыграть вышеупомянутые заклинания. Вот в общем-то и всё.
При битве с нейтральными монстрами, обороняющими конкретный гекс поля, ими управляет ваш противник, что снижает даунтайм.
Говорят, в базе будет небольшой набор миниатюр — вероятно, только для героев, причём классов героев, а не каждого в отдельности. Как по мне, стэндики с портретами конкретных героев смотрелись бы ничуть не хуже или даже лучше (миниатюры великоваты по сравнению с размером гекса, так что чтобы увидеть, что написано на гексе — уровень бродячего монстра, награда, рост производства ресурсов и т. д., — приходится снимать миньку с поля или переставлять на другой гекс). Вопрос в том, станут ли авторы производить стэндики, учитывая, что уже известно, что в базе будут миниатюры?.. Вряд ли — но посмотрим. Допы с миниатюрами всех существ точно будут. Они, конечно, будут шикарно смотреться на поле... но только если покрасить. Причём без карточек этих существ вам по-прежнему не обойтись... в общем, дополнение на любителя визуала, усложняющее менеджмент боёв.
Вот и все известные мне аспекты геймплея настольных «Героев». Я уже упоминал, что мой противник, вполне вероятно, встал бы из-за стола, если бы игра продолжилась и я дошёл до его города (а так мне не хватило раунда). Потому что я (и мой партнёр: мы играли дуэль, но формально каждым героем управляли двое игроков) стёрли его в порошок в произошедшем посреди карты PvP. Бой прошёл совершенно в одну калитку. В компьютерной игре у вас есть несколько героев, так что даже после потери главного героя у вас остаются шансы. Но в относительно медленной (будем честны: настолки медленные по сравнению с компьютерными играми) настольной версии с одним-единственным героем у вас только один шанс на победу. А в нашей партии шансов у обороняющейся стороны практически не было. Поэтому даже если до этого момента вам нравилась игра (исследование карты, прокачка на нейтралах, получение навыков, заклинаний, артефактов...), один бой с другим игроком может испортить вам весь фан. Причём силы у нас были примерно равны. У обоих по 5 юнитов (3 бронзовых, 2 серебряных). У меня у всех юнитов была «толпа», а у скелетов и зомби — численность 3 уровня. У моего противника был вроде бы один юнит со стандартной численностью, все остальные — «толпа». Инициатива принадлежала мне, так что я разыграл заклинание, карточку знаний, ещё заклинание, карточку силы магии, карточку меткости... А потом 3 из моих 5 юнитов походили раньше его юнитов, что ещё больше опустошило его ряды. Бой продолжался 2–3 хода, я потерял лишь один статус «толпа». Совершенно в одну калитку, хотя мы были одного уровня и с примерно равными армиями. Для динамичной компьютерной игры с кучей героев такое может быть простительно, для медленной настолки с одним героем — нет.
Возможно, такая ситуация исключение, а не правило, но мне совершенно не понравилось. С учётом этого и выброшенного из игры (точнее, превращённого в декбилдинг) элемента RPG (прокачки персонажа) я решил, что игра не в моём вкусе; от настольного воплощения «Героев» я ожидал совсем иного. Это по ощущениям совсем не трёшка, которую я обожаю. Хотя не исключаю, что я предвзят из-за ностальгии.
P. S. Вскоре после партии я выяснил, что учивший нас играть человек пропустил несколько важных правил насчёт боя. Инициатива принадлежит атакующему только в его первый ход, а потом она переходит от одного игрока к другому, так что у моего противника по идее были «равные» шансы (на самом деле нет: он всё равно был бы разгромлен, если мы не упустили из виду ещё какие-то правила). Переделывать обзор уже не буду, так как моя оценка игры не изменилась.