1. PetrShishkanov 10
2. Ivo_aromatik 10
3. zelenii 10
4. Kingvarvar 10
5. Dino 10

Кланы Каледонии

Clans of Caledonia, 2017 

  • 1 - 4
  • 2 - 4
  • от 13 лет
  • 10 мин
  • 30 - 120 мин
  • мастерство, стратегия
Кланы Каледонии  
Рейтинг BoardGameGeek Средняя оценка Рейтинг «Тесеры»
- 8.27504 -

геймплей

8.44

глубина

8.32

оригинальность

7.75

реализация

8.56

Описание игры

редактировать

Clans of Caledonia является средне-тяжелой экономической игрой, действие которой разворачивается в 19 веке в Шотландии. В это время Шотландия осуществила переход от сельскохозяйственной к промышленно развитой стране, которая в значительной степени опиралась на торговлю и экспорт. В последующие годы производство продовольствия значительно возросло, и было способно прокормить растущее население. Лён все чаще стал заменяться более дешевым хлопком, а разведению овец придавалось большое значение. Все больше и больше создавалось перегонных установок и виски стал распространенным алкогольным напитком в Европе.

Игроки представляют исторические кланы с уникальными способностями. Они соревнуются производя, торгуя и экспортируя сельскохозяйственные товары и, конечно, виски!

Игра заканчивается после пяти раундов. Каждый раунд состоит из трех фаз:

1. Ход игроков
2. Производства
3. Подсчета очков

1. Игроки по очереди совершают одно из восьми возможных действий, такие как строительство, модернизация, торговля и экспорт. Когда у игроков закончились возможности совершать действия, они пасуют и получают бонус.

2. На этапе производства каждый игрок собирает основные ресурсы, товары и наличные деньги из своих производственных единиц, построенных на игровой карте. Каждая построенная производственная единица создает доход видимый на планшете игрока. Переработанные товары требуют соответствующего основного ресурса.

3. Игроки получают победные очки в зависимости от тайла текущего раунда.

Игра поставляется с восемью различными кланами, модульная доска с 16 конфигурациями, восемь портовых бонусов.

Фото из отчётов

Статьи

2
добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
eydrian написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Опа, дополнение анонсировано, репринт мировой тоже. Глядишь и крауды подтянутся, монеты бы еще подвезли - вообще сказка.

TalkinGhost написал 3 месяца назад: #

Спасибо, что не промолчали и написали)

Hilden написал 3 месяца назад: #

Спасибо за подсказку!
Ещё хотелось бы добавить, что помимо дополнения и репринта будет ещё автома. Вдруг это кому-то интересно.
Я же от себя искренне надеюсь, что дополнение будет совместимо со старой версией коробки.

Alex2015 написал 2 дня назад: #

А где можно прочитать про переиздание игры с дополнением?

Ifikl написал полгода назад: # скрыть ответы
Бонус после постройки всех зданий

Решили наконец сыграть, перечитал правила, и сразу сложилась ситуация, которую точно попытается применить один игрок, кто любит крутить комбы, даже если это не принесет победу.
Допустим - построил он последнюю ферму (корову или овцу), получил бонус. Затем забил ее - вернул на планшет. За новое строительство он же не получит бонус ещё раз?

Hilden написал полгода назад: #

Нет, не получит, так как за последнюю корову или овцу бонусы не даются. ))) Посмотрите внимательно на планшет.

Hilden написал полгода назад: #

Бонусы даются только за производственные здания(сыроварня, пекарня и винокурня).
Обратите внимание, что контракт дающийся по бонусы так же надо будет оплатить в соответствии с текущим раундом.

Anrimati написал полгода назад: # скрыть ответы
ПО за импортные товароы при равенстве распространенности

Импортные товары одинаково распространены (популярны? Не помню слово, но суть думаю ясна) на конец игры, сколько за каждый из них ПО в такой ситуации?

WindUpBird написал полгода назад: # скрыть ответы

7 страница правил.

Если несколько фишек товаров занимают одно деление, считается, что реже распро-
странён хлопок, затем табак и, наконец, сахар.

Anrimati написал полгода назад: #

Благодарю, правила разобрали и несколько раз отыграли без такой ситуации,а возникла и сходу не нашел, как считать

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

Попробовали ещё один хоумрул.
Насколько сильно сломается игра, если производство будет случаться не только в фазе производства, а и во время раунда тоже?
Оказывается, не особо она так уж и ломается.

Мы придумали, что если ты строишь что-то, то ведь выставляешь фишку наполе, и на планшете место освобождается. Вот на это место и можно что-то произвести.
То есть если у тебя одна пекарня, то ты в этом году можешь сдать снопик, и положить на свободное место на планшете один хлебушек.
И также, на место построенной вискодельни можно за снопик поставить бочку.
Так как производство ограниченно свободными местами, то больше 4 единиц товара за раунд ты не сделаешь. А ещё ведь надо эти четыре места построить вначале. И сырьё подогнать.
Понятно, что умелых мастеровитых игроков кондрашка хватит от такого извращённого насилия над правилами. А люди попроще могут попробовать. Это весело.
Игра чуточку ускоряется. Но не как-то прям резко в космос.
А вот что гораздо более интересно - добавляется момент взаимодействия со своими владениями.
Почему-то сознательно перегнать молоко в сыр и своими руками положить его на планшет во время раунда, с тратой действий - это более интересное и атмосферное действие, чем когда в фазу производства всё само собой производится, заполняется, перегоняется.

Какие кланы как воспринимают такие изменения мы пока не сильно анализировали. Возможно, за молочницу будет теперь не так классно играть.
Возможно, чувак, который берёт по два контракта, теперь будет бодрее косить ПО, потому что игра ускорилась именно в области получения ресурсов для выполнения контрактов.
Но это ещё пока не точно. Будем посмотреть далее.
Игра просто офигенная.

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Просто один вопрос. А зачем?!

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

В комменте написано. Чуточку больше взаимодействия с планшетом, чуточку больше погружения в игру.

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Да, но это вероятнее всего ломает игру. Потом не совсем понял как вы предлагаете. А чем помечать, что вы уже использовали эту пекарню, например? Если хочется больше взаимодействия с планшетом, то можно не ломая правила просто класть из личного запаса сырье, которое планируете переработать сразу на производственные здания на планшете, чтоб они в фазу производства переработались... Фидлинг добавится, а игра не сломается.
А так получается что матёрым такие хоумрулы точно не нужны, а новички попробовав могут потом сказать, что игра странная, что с ней что-то не то. Лучше их знакомить по базовым правилам с игрой, тем более баланс в ней хороший.

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

Оставляете себе место для отступления - "Вероятнее всего". А чём основано ваше предположение?
На том, что создатели игры - непогрешимые гении, принесшие нам правила непосредственно с горы Синай?
Однако, если вы почитаете БГГ, то внезапно узнаете, что кланы игровые сами по себе не однозначны. Давно читал, сейчас не упомню, но кажется торговка считается читерской и её нельзя выбирать в турнирных соревнованиях.
То есть игра уже если не сломана, то основательно погнута.
Но это всё заметно только если вы матерые гроссмейстеры.
Вот учёные посчитали чисто математически, что в обычных шахматах белые имеют какой-то процент преимущества чисто потому, что ходят первыми. Потому в турнирах стараются это преимущество как-то заровнять.
Но на обычном бытовом уровне этот мизерный процент вообще не критичен.

На ваш вопрос:
Чтобы понять, что в этом ходу уже производство отработало - кладите на пустое место одну монетку, которая в конце раунда уйдёт в банк.
Вот и баланса чуток подвезли. Во время раунда уже чуть менее выгодно производство делать, чем получить всё бесплатно в фазу производства.

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Как же чуть менее выгодно? Это будет ну очень выгодно! Получаешь доход раньше на целый раунд. Это очень крутая фича. Чем раньше доход, тем раньше можно пустить эти ресурсы в оборот. А есть их ещё и продать по выгодной цене в первых раундах и пустить вырученные деньги дальше крутиться, то это будет ну очень круто.
Теперь если подробнее о торговке.
Клан считается самым сильным потому, что не зависимо от того что она будет делать в игре у нее с самого начала работают все бонусы даваемые кланом. Если молочнице, например, надо делать упор в производство молока, избегая производство сыра. Причем вместо выставления горняков и лесников прямо в начале желательно штамповать коров. И только тогда будет какой-то профит со свойств этого клана. То у торговки с самого начала есть дополнительные торговцы, ещё навигация прокачана немного + ещё небольшой бонус в виде монеты при посещении рынка. То есть с самого начала уже получены деньги и инвестированы в дело, которое работает.

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

Какой доход и где получает игрок раньше? Откуда?
Рабочие-то бабло только в фазе производства приносят.

Hilden написал год назад: #

Так а получение ресурса из сырья не является доходом?

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

А по вашему хоумрулу игра будет затягиваться очень сильно потому, что практически все игроки будут по максимуму использовать действие производство в этом раунде. Причем именно торговка из-за этого выйграет больше всего, в отличие от той же молочницы, которая из-за этого действия делает ее крайне слабой. Разве что она сразу получит деньги за произведенное молоко. Тогда будет дичайший дисбаланс)))
Ну вы теперь понимаете, что я имею в виду. Стоит немного капнуть. Скорей всего все тоже самое будет и с другими кланами, если капнуть дальше))) почему "скорей всего", "возможно" и тд? Да потому что не разбирался, хотя это можно и дальше сделать...
Если играть без без кланов(неожиданно!), то тогда может что-то получится.

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы


Я играл и мне партия не показалась затянутой, и игра не выглядела сломанной.
Вы не играли, но лучше меня знаете, что там и как всё будет.
Что тут скажешь. Нечего сказать против ваших аргументов.
В следующий раз, когда раскладывать партейку будете, обратите внимание, сколько у вас пустых мест на планшете к концу каждого раунда. И посчитайте, сколько времени и действий у вас бы заняло их заполнить.

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

В первом раунде, в зависимости от ситуации и клана, может быть до двух производственных зданий.
Значит уже тратится два хода для того чтобы произвести товар + 2 хода, чтоб продавать полученный товар + 1 или 2 хода чтоб потратить вырученные деньги.
Это только в первом раунде уже по 3-4 дополнительных действий на игрока.
Простая математика, не надо садиться и именно пробовать, достаточно просто подсчитать.
А теперь можно вернуться к преимуществами торговки))))

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

Отлично. Действительно, можно мысленный эксперимент провести.
Вы насчитали, что в зависимости от принятых решений в первом раунде может быть парочка производственных зданий и в целом придётся делать по 3-4 дополнительных действия.
Следующий вопрос. Сколько времени потратится на эти 3-4 дополнительных действия?
По моим расчётам: Заявить вслух" перегоняю молоко в сыр" и, собственно, сделать само действие. Секунд 15 с большим запасом хватит.
То есть за первый год, если опираться на ваши цифры, даже на четырёх игроков продолжительность партии увеличивается на 4 минуты.
Выглядит пока что совершенно не страшно, особенно если взамен получаешь больше возможностей крутить комбухи и выполнять контракты.
Если вам надоело, то можем на этом закончить перепалку.
Если нет, я с удовольствием послушаю, как дальше будут развиваться события в такой гипотетической партии.

Прикол в том, что на четверых не получается весь планшет раскидать на поле. Нет мест. Люди имели 3-6 производственных зданий на последний раунд и в среднем около 4 овец-коров.
Да и даже на двоих как-то тоже очень не всегда получается использовать бонус "выберите контракт за постройку четвертого здания".

Hilden написал год назад: #

Перепалка? Ну я довольно спокойно к этому отношусь. Просто обсуждение.
Честно говоря, я не против каких-то хоумрулов, но тут игра хорошо сбалансирована, так что для баланса в них не нуждается. А вот сделать другой опыт игры, как мне кажется, сначала надо попробовать ее как задумано изначально. Ну не стал я бы именно новичкам советовать играть с хоумрулами.
А так да, вопрос интересный. Думаю как-нибудь прогнать партию по этим правилам, интересно. Потом поделюсь мнением.
К стати, а сколько в среднем ПО удается заработать с этими хоумрулами?

WolfgangXIII написал год назад: #

Ломали сегодня игру.
Сделали возможность производства - кладёшь монетку на пустое место на планшете и получаешь сырьё. Для производства кладёшь монетку и сырьё.
Также попробовали бонусы выкладывать. После того, как раунд заканчивается, на оставшиеся контракты выкладываем по 5 монеток. Если в следующем раунде эти контракты не возьмет никто, то они смываются.
Я вслепую выбрал торговку. Жена сознательно играла за свою любимую молочницу. Также, в честь 8 марта жене ещё дополнительно 8 монеток выдал.
Играли около 2,5 часов, от того, как коробку достали и до того, как очки посчитали. В общем и целом по ощущениям партия вышла минут на 15-20 длиннее.
Я набрал 206 очков. Жена 224. Она и контрактов больше сделала (9 против 8). И поселений больше получила. 10 против 8.
Контракты разбирали неплохо, чуточку активнее чем при обычных правилах. В четвертом раунде вообще все растащили.
Перед каждым раундом трижды бросали кубики, чтобы рынок подвигался.

После партии обсуждали впечатления. Единогласно признали, что возня с планшетом делает это евро менее сухим. В оригинальных правилах планшет никак не задействован. Он просто держит твои фишки и позволяет рассчитать доход после раунда.
Почти полностью планшет выставили на поле. Интересно бы на 3-4 игрока потестить. Там и контрактов всем не хватит, и за место на поле драка будет.
А производство за монетку - заставляет терять инициативу.

Удовольствие получили. Думаем, как в следующий раз правила шатать будем.

teallite написал год назад: # скрыть ответы

У вас неверная информация. Кланы неравнозначны, но никаких читерских кланов нет. Сила каждого клана также зависит от начальной раскладки игры, поэтому для опытных игроков предусмотрен режим аукциона за кланы. Игра не сломана и не погнута. Кстати, также и сила доступных контрактов меняется в зависимости от игровой ситуации.

Hilden написал год назад: #

Ну тут есть определенная доля правды. Как я писал клан торговцев является самым гибким и получает все свои преимущества прямо со старта. Но и его надо умело применять.
В остальном я согласен. Мне показалось, что все кланы сбалансированы очень хорошо, но за некоторые проще играть, а за некоторые сложнее.

Wasd36rus написал год назад: # скрыть ответы

Спасибо за предложение, надо попробовать! Игра так же является любимой, и хочется чего то нового. Хоть колоду событий придумывай.

vitamin написал год назад: #

Попробуйте ТМ, откуда ноги растут. А надоест, к ней допы есть :)

Hilden написал год назад: #

А ещё лучше сразу Проект Гайя, так как он хорошо масштабируется под любое количество игроков. Хотя тут кому что больше нравится в плане сетинга.

WolfgangXIII написал год назад: #

Вот вам ещё варианты модификаций.

1. Выкладывайте щиты с заданиями в закрытом виде. И открывайте только с наступление года.
Это добавляет в игру больше рандома, потому что теперь нельзя увидеть, что там будет через год, и заранее подготовиться стричь ПО. И также добавляет интереса - что год грядущий нам готовит? Кинемся мы срочно занимать земли ценой 5 и 6? Станем ли срочно выполнять контракты с мясом? Будем ли копить товары?

2. Добавьте нулевой раунд. Типа на старте нет щита с заданием и нет контрактов, Просто выкладываете человечков, зверьё, производство. И пасуете. Когда отыграете нулевой, начинается первый раунд.
Велики шансы весь планшет на поле перекидать получится, и в конце целый склад товаров получить.
Это тогда уже вообще игра не про ПО, а скорее про развертывание хозяйственной деятельности. Этакий Дзен-режим. Мы разок попробовали, ну прикольно, под определённое настроение. Может быть интересно детям, которым по кайфу не ПО набрать, а планшет зачистить максимально.

А, ну и всегда пользуем кубики, которые нам рынок двигают. Те, которые по правилам положены лишь в соло игре.
Потому что это тоже капелька рандома, которая может как подкосить планы, так и сыграть на руку. Вот ведь обидно, когда ты копил виски на продажу, целых 5 бочек, а тут их цена на 3 пункта упала. И ты, собственно, недополучаешь 15 денег на ровном месте. Ухх, как напрягает.

powerty написал год назад: # скрыть ответы

Можете ещё попробовать добавлять на оставшиеся после раунда контракты по одной монете. Таким образом, к началу 5го раунда может накопиться до 4-х монет. Это будет небольшим стимулом для игроков брать "залежавшиеся" контракты.

WolfgangXIII написал год назад: # скрыть ответы

Во, спасибо. Я жеж видел это, не помню где. В Терра Мистике или типа того.
Не знаю, почему сам не догадался. Такое очевидное решение, лежащее на поверхности.
Мы просто полностью обновляли все контракты, чтобы тухляк слоты не занимал. Но с монетками всяко поинтереснее выглядит вариант.

Hilden написал год назад: #

В Терра мистике точно! Там монеты кладут на жетоны усиления раунда, которые не разобрали.

Hilden написал год назад: #

А вот это действительно интересное решение!

WolfgangXIII написал год назад: #

Попробовали поиграть. Класть монетку - не очень мотивирует. Потому что каждый раунд контракт дорожает на целых 5 монет. Может нам так повезло с раскладкой, что всегда выпадали более интересные контракты. В последнем раунде оставался контракт на котором лежало 4 монетки, и он не был интересен никому из игроков. Он требовал кучу мяса, а игроки как-то так позанимали всю карту, что не было закрытых уголков, где можно было бы спокойно выставить овец и убить их. Было жалко освобождать места на карте - их бы тут же расхватали оппоненты.
Самый приятный контракт был с двумя монетками. Там много виски надо было сдать. Игрок построил производство, и почувствовал в себе силы, что сможет контракт освоить. А две монетки были просто приятным бонусом, никак не влияющим на решение взять контракт.

Есть мысль попробовать класть побольше денег. Например, если накидывать 5 монет, то получится что можно сегодня получить контракт по цене того года, в котором он вышел на поле. Это уже очень интересно. Вместо 10 монеток, заплатить за контракт 0.
Или хотя бы по 3, тогда это была бы существенная скидка.
А по одной копейке накидывать это как-то так ни в борщ ни в красную армию.

Hedgehog90 написал год назад: # скрыть ответы
Бонусы с контрактов

Важна ли последовательность получения бонусов с контрактов?
Например если контракт дает монеты и возможность построить производство на "бесплатную" землю. Можно ли это сделать за эти же монеты, если других нет? Или на момент выполнения контракта уже должны быть все необходимые ресурсы для возможной постройки?

WolfgangXIII написал год назад: #

В правилах английских написано, что это три моментальных немедленных бонуса - деньги, бесплатная земля, апгрейд. То есть вы моментально получаете деньги в руку, вне очереди. Соответственно, выглядит логично, что тут же вы можете моментально этими же деньгами оплатить постройку или апгрейд.

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Отвечу кратко. Да, можно.

Anrimati написал год назад: # скрыть ответы

А на чем основано это можно?

Просто исходя из переаода английский правил постом выше это вообще не очевидно. Если получаешь все бонусы одновременно, то по идее в момент получения бонуса -денег, ты должен уже строить, а ты только деньги подучаешь на эту стройку, то есть на момент получения бонуса у тебя денег нет,

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Основывается на русскоязычных правилах, так как там ясно написано мгновенные экспортные бонусы. То есть тут же. А не одно за другим. Но вы можете ,конечно додумать то, чего нет.

Anrimati написал год назад: # скрыть ответы

Сами же пишите, одновременно, тут же. Какая разница русские или английские правила, суть-то одна. Вы ОДНОВРЕМЕННО получаете и деньги и право стройки. То есть в МОМЕНТ получения денег вы должны строить, а у вас нет денег еще, а вы их как раз получаете. Если бы бонусы по очереди приходили, как раз бы проще было, получил деньги, потом получаешь право строцки, деньги уже есть -вопросов нет, но тут не так.

Я не говорю, что вы не правы, может и правы, но из правил этого однозначно не следует точно,

Hilden написал год назад: # скрыть ответы

Тут скорее не запутанность в правилах, а не понимание слова "мгновенно". )))

Anrimati написал год назад: # скрыть ответы

Допустим сначала деньги потом стройка, все просто на момент стройки деньги есть.

Допустим сначала стройка потом деньги, строить нельзя так как денег нет, тоже вроде просто.

Вы однвременно получаете и право строить и деньги. Вы исходиьте из того, что вы можете самому выбрать, что сначала, а что потом, получил деньги и потратил тут же на стройку, но это случай 1, это не одновременно. Здесь вы должны одновременно получать деньги и одновременно с получением денег, то есть без этих денег, их еще нет у вас, строить,так что скоре нет, имхо.

Hilden написал год назад: #

Смотрите что значит "мгновенно")))
Думаю дальше смысла что-то обсуждать нет. Давайте каждый останется при своем мнении и не будет засорять комментарии под игрой бесполезным трепом(с моей стороны уж точно).

Hilden написал год назад: #

Так вот и пишу, что если бы бонусы поочередно бы давались, например сначала стройка, а потом деньги, тогда бы было всё понятно, что пока не выполнил стройку деньги брать нельзя. А тут на тебе и строку, и деньги, и все сразу вместе, мгновенно! У слова мгновенно так же есть значение "в один момент". ))

Hilden написал год назад: #

В момент получения денег их получаешь и идёшь строить. Так в чем проблема то? Непонятно.
А если строишь в момент получения денег, то денег уже не получишь что ли, если следовать этой логике?

Hilden написал год назад: #

Если для вас английские правила в приоритете, то в английских так же написано, что бонусы мгновенные.

teallite написал год назад: #

Экспортные бонусы не получаются одновременно. Они получаются в любом порядке по выбору игрока и дают мгновенное преимущество. Английские правила на Тесере и их русский перевод — не финальные. Финальные правила можно посмотреть здесь: https://boardgamegeek.com/filepage/143391/final-rulebooks. Там всё однозначно прописано:
"There are three Direct export bonuses that players can take in any order to gain an immediate advantage".