и как, много с осадными орудиями наиграли? нам вообще не понравились те модули, что с порохом вводятся. какое-то бессмысленное переусложнение всего и вся(
Они дают ту самую кризисность и сложность игре, которой на мой взгляд не хватает базе. Осадные орудия могут уничтожать стены, башни усиливают дипломатию, тк становится важным убедить остальных учувствовать в сражении на твоем участке стены, ну и раздают токены позора которые в базе опять редко все получают. Чингиз так вообще делает из орды хоть какую-то угрозу и интерес ей противостоять. В целом мне показались они вполне успешным "переусложнением", но по желанию всегда можно и без них играть.
Мы пока только отряды орды из Чингисхана добавили в колоду орды, для небольшого повышения градуса кризисности.
Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)
Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)
Так генералы и советники из допов так или иначе завязаны на уникальные механики допов - ничего не ломается у вас?
странно, надо пересмотреть генералов, мне казалось они все завязаны на механики допов, но с радостью добавил бы нейтральных т.к. базовых становится маловато спустя 10+ игр.
Добрый день. Подскажите, я правильно понял, что при игре в кооперативный режим на 2-х клан тростника также участвует? Но при этом считается, что играет 2 игрока -т.е. 6 карт императора надо выполнить?
При игре вдвоём как правильно убирать жетоны позора при разборе? Ведь написано что игру вдвоём считать как игру втроём. Так 2 или 3 жетона? Так и карт орды при раскладке сколько? Кол-во игроков +1? 3 или 4? Не понимаю тогда в каких местах понимать игру как партию втроём, где это учитывается? Если верные ответы будут оба первых.
Да вот мне тоже так кажется. Но смотрю летсплеи и не понимаю.. Тогда с чёрным порозох нужно добавлять при раскладке не 3 отряда орды, а четыре, так как 3+1 по кол-ву игроков выходит.
Ребят в допе добавили карты артефактов, которые дают очки не на конец игры, а когда срабатывает эффект, что довольно неудобно ибо в процессе игры часто забываются. Пришла идея что если выкладывать 2 общих артефакта, ПО за которые будут начисляться в конце игры, и + каждому игроку давать один личный артефакт, за которые он будет получать ПО в момент выполнения эффекта. Тогда каждый будет помнить о своей карте и сам будет следить за этим. Сразу прослеживается минус что игра возможно станет более узкой, потому что люди будут стремиться играть от эффекта артефакта т.к. они дают много очков. Но в целом игра и так даёт определённый вектор картой генерала, поэтому возможно сильно это и не повлияет. Ещё не пробовали так играть, но хочется узнать ваше мнение.
В какой момент происходит убийство воинов при победе над отрядом орды? После отыгрыша всех пунктов? Но зачем тогда класть жетоны повреждений на места убитых/спасенных? Или до прохождения всех пунктов, что имеет логику, но об этом не сказано ни слова ни в одном из пунктов..
Победив орду ты не выкладываешь жетоны повреждений. Жетоны повреждений выкладываются только в тех случаях, если орда ещё не побеждена, но ты вынужден убить свои отряды из-за пробоя стены на данном участке. Это делается для отслеживания оставшихся жизней орды.
(Теги по играм, которые вспомнились: Труа, Восходящее солнце, Плотина, Немезида, Столкновение цивилизаций)
Продакшн. Он здесь прям отличный. Очень детализированные миньки, на уровне Немезиды и Грааля, так что это точно Awaken Realms. Особенно поражают детализацией осадные машины из допа Чёрный порох, которые мы просто вытащили полюбоваться. Оформление тоже понравилось, особенно оформление карт приказов из личных колод и картинки на заднем фоне на картах отрядов Орды, хотя вроде бы ничего особенного. Лично мне не понравилось оформление игрового поля: вся эта акварель воспринимается как мутные пятна там, где должно быть красивое детализированное поле, подчеркивающее тематику. Есть траблы с хранением элементов стены: либо их разбирать на детальки потом заново собирать, либо хранить тупо отдельно от коробки. Настольщики знают, как ценно место, предназначенное для игр)
Геймплей. Канеш, расписывать правила и суть игры не буду, на это есть обзоры, только оценочные суждения. В описании к игре пишут, что это полукооперативная игра. Ну, типа как Немезида что ли, получается?) Великая стена - настолько же полукооп, насколько и Труа (Troyes). А если говорить прямо, Великая стена - это выставление рабочих, как в Плотине, где достаточно от Труа и немножко от Восходящего солнца. Сердце - это выставление чиновников на клетки действий получения ресурсов, найма отрядов, строительства стены, взятия карт тактики, найма советников и тд. Чиновников можно докупать дополнительных, прям как в Виноделии. Что касается Орды - как в Труа, здесь в каждом раунде выкладываются несколько карт отрядов, которые хотят учинить пакости, пробить стену, и защищаться от них придётся всё тем же образом - выставляя туда воинов (как в Труа отправлять кубики) и закрывая клетки, и если вы закрыли все клетки на карте отряда Орды - игрок, наиболее накидавший туда воинов, забирает карту (ещё раз - это Труа:) ). Что же здесь от Восходящего солнца, это очерёдность хода при равенстве по чаепитной церемонии и розыгрыш приказов, когда основной игрок выполняет действие мощнее, чем все остальные. Всего карт приказов 6 штук, а раундов 5. В конце раунда можно сбросить карту навсегда в сброс, и каждая ваша карта в сбросе даст 2 ПО, либо вернуть её на руку и лишить себя небольшого движка ПО. Замысел с розыгрышем карт приказов одновременно в закрытую понравился, тк на многих картах ваше действие будет ещё сильнее, если соперники выложили определённую конкретную карту. Типа "Приказ атаковать": наймите 1 бесплатного копейщика + ещё 1 за каждую разыгранную соперниками карту "Поднять знамёна" (могу путать названия, но суть такая). Это подключает майндгеймс и анализ ситуации на поле, как в играх с программированием действий, как в Борьбе за галактику и пр.
Геймплейная ценность отдельных элементов. Есть всего 5 карт артефактов, 3 из них выходят на партию. Это доп скоринг в конце игры за определённые вещи. Ну, 5 карт - это просто смех, в каждой второй партии будут повторяться общие финальные цели, это антиразнообразие какое-то. Карты тактики. Тоже не особо понравились. Они похожи на карты миссий в Столкновении цивилизаций, и в основном связаны с атакой отрядов Орды (выставлением туда воинов). Проблема в том, что они постоянно повторяются, разнообразием не пахнет, так ещё и треть из них имеет условие "если вы нанесли последний урон "карте", то бишь нужно сильно подгадать, чтобы закинуть своего бойца на последнюю открытую ячейку карты, которых там в среднем около 12. (к картам миссий из Слонов претензий не имею, если что:) ). Генералы и советники. Вот это то, что больше всего понравилось, наравне с розыгрышем приказов. На старте даются 2 генерала с их свойством и стартовыми ресурсами. Выбор невелик, но колода генералов большая, их можно пробовать и изучать долго. Также на старте даются 2 карты советника, которые имеют свои пассивные свойства. В процессе игры можно получать дополнительных советников, играя их либо в открытую, используя их собственное свойство, либо в закрытую подкладывая под генерала (и теперь они помощники генерала), усиливая уже его эффект. Советников в колоде тоже много. Мне понравилось, что если тебе вышел крутой генерал, то ты докупаешь советников для его усиления, а если генерал не айс - добираешь другие пассивки. Генералы неравнозначны по силе и порой могут идти вразрез со стратегией, но это случается во многих играх. Советники клёвые тем, что они позволяют смотреть по-новому на механику выставления рабочих, ибо некоторые из них позволяют после активации ячейки действия, например, заплатить ресурс, чтобы оставить рабочего (чиновника) там же для его активации в следующем раунде, или перенести до 2х рабочих сразу на другие ячейки. (важно! в раунде нет такого, что вы выставите всех своих 5-8 чиновников, всё зависит от выкладываемых вами и соперниками карт приказов в этом раунде; может быть так, что вы выставите всего 2 чиновников за весь огромный игровой раунд, т.е. за пятую часть игры) Игровой раунд. Хоть раундов в игре 5, игра идёт довольно долго, тк ходить приходится много. Каждый раунд - это игровой год, включающий фазы действий, дохода, атаки Орды и др. Мне это напомнило Немезиду, в которой целый раунд так же состоит из многих фаз и может затянуться. Среди механик есть ещё жетоны позора, которые даются за единоличное занятие некоторых ячеек лишь своими чиновниками или за пробитие одной из линий Стены. Их роль схожа с жетонами позора в Чемпионах Мидгарда - штрафные очки. Есть пожертвование взятых ресурсов, которыми потом сможет пользоваться первый пришедший на строительство Стены игрок, и другие мелкие находки. В чем-то игра является поинт-салатом, очки дают по мелочи за разные вещи, чем и нужно всё время заниматься, не теряя темп. Мы играли вчетвером, очки: 226, 223, 162, 145. Я занял почётное 2 место после хозяина коробки, который до этого ещё и в соло тренился💪
В целом, это определённо евро-игра. Это определённо продакшн Awaken Realms. И это определённо масштабность Awaken Realms, пусть не в суперкомплексности, но хотя бы во времени.) Время идёт, авторы комбинируют жанры. У меня пока смутное ощущение от евро на выставление рабочих, в котором: генералы, как лидеры в Слонах; карты тактики, как карты миссий в Слонах; продакшн, как в Немезиде; продолжительность раунда, как самые долгие раунды в Немезиде. Консервативно кажется, что евро на выставление рабочих должно играться быстрее и без таковой тяжести. И как бы здесь не обмануться ряду покупателей, которые, как обычно, ждали от Серпа войны и махача роботов.)
Карты артефактов, кстати, в наборе дополнений завезли в немалом количестве, никаких новых механик они не вводят (кроме того, что за некоторые артефакты очки даются в процессе игры, а не в конце), так что можно добавлять их хоть с первой партии.
Играл три партии на пятерых не скажу что долго но орда уничтожается быстро. Только с Чингисханом и чёрным порохом было труднее играть против орды. По базе быстро крамсаешь орду
У авакен это первая игра в жанре евро с выставлением рабочих и я был настроен скептично, но игра мне очень зашла, классный сетинг, который ощущается. Круто и тематично сделаны карты орды, например щитоносцев нельзя атаковать лучниками и т.д. правила не сложные и лаконичные, советники и карты тактики тоже сделаны добротно, и основная механика хода по фазам сюда так же отлично вписалась. Единственное что не понравилось мне, так это поинт салат. Ты получаешь очки в игре вообще за любой чих, но при этом быстро понять и разобраться в какую сторону чихать может быть сложно. В первой же партии итоговый счёт ушел за 200 очков и я такое не очень люблю, но в целом игра оставила очень приятные впечатления.
всем привет! не нашёл в правилах упоминания о конечности или бесконечности ресурсов. возможно я невнимательно искал, но как вы играете, если какой либо ресурс закончился в запасе? я решил, что ресурсы конечны, но оппоненты не согласны)
Идёт с допом Черный Порох. Кажется это имба. Смысл в том что она даёт всегда +2 к числу помощников генерала. В связке с генералом который получает очки чести каждый раз как атакует всадником даёт возможность за одну такую атаку уже на старте 9 очков чести получать. А потом и 12 и тд. Игрок с такой комбинацией обогнал остальных на круг...
Да, интересный вопрос. Допустим, по большой удаче вам на старте вышел такой генерал и такой советник. То есть за связку Генерал-Советник вы получаете 9 очков за год, если сможете нанять 2 всадников, одним атаковать, другого в резерв, а потом по приказу им опять атаковать - 18 (этот момент надо уточнить на ббг, потому как в правилах есть двусмысленная фраза "Если в казармах несколько ваших чиновников, вы одновременно вербуете столько же воинов (или меньше), платите все необходимые ресурсы и сразу отправляете всех новых воинов в атаку!"). Но это всё. Вопрос, приносят ли другие связки Генерал-Советник по 9(18) очков за год?
Да, собственно, дело даже не в связке, а в самом советнике - он отлично усилит любого генерала. Понятно, что есть более сильные советники, есть слабые. Для этого и нужен рынок советников, специальная локация, чтобы их получить, положение в чайном доме - изначально предполагается активная борьба за советников. Так вот, есть ли другие "сильные" советники, которые могут выдавать в комбинации с конкретным вашим генералом столько же очков?
В этом плане их нет смысла спасть, после того как карта орды побеждена, всадника лучше еще раз нанять. Поэтому в теории может быть и больше чем 9(18) очков за раунд с одного всадника. А их двое. Однозначно отложил эту карту советника в коробку, без нее пока остальные 2 партии прошли очень ровно, постоянно была конкуренция за первое место.
Читал обзор на игру. По допам там было сказано, что Черный Порох очень хорош и рекомендуют. Древние существа - неплох, но можно и без него. Чингисхан - интересен. Железный дракон - дно и даром не нужен.
В базе орда не представляет никакой угрозы, поэтому нет смысла играть без Чингизхана. Осадные орудия в Черном порохе, единственный способ разрушать стены, это хоть как-то балансит наиболее частый вариант победы через постройку всех 3-х уровней стены. Кроме того башни дают хороший уровень взаимодействия, что очень хочется видеть в евро играх, а также дают шанс хоть как-то набирать токены позора.
Лучники стреляют при найме и зимой. Так же если вы разыгрываете карту приказа которая говорит на одном из участков и на этом участке у вас есть лучники они так же атакуют.
- "Только что завербованный воин может атаковать отряд орды на любом участке стены". (стр.9 Правил) - "Зима Зимой вы активируете последний защитный рубеж: лучники на огневых позициях атакуют отряды орды. Затем войска орды проводят наступление на стену. 1. Дальняя атака. А. Этап обстрела. Начиная с левого участка стены, все лучники на огневых позициях атакуют отряды орды на своём участке стены (в порядке чаепития)". (стр.11 Правил). - "Участники разыгрывают карты приказов и применяют их эффекты осенью. (стр.6 Правил).
Вывод. Лучники лупят в трех случаях и теоретически (те лучник(и), которые были наняты во время разыгрывания карты приказа другого игрока) могут долбануть 3 раза за год. И не путайте карты тактики с картами приказов.
У меня есть 2 лучника на стене и 1 копейщик в укрытие на одном участке. Действие позволяет переместить и со стены и из укрытия одновременно на соседний участок или либо со стены, либо из укрытия?
один чиновник - одно перемещение Х воинов из одного места в другое. Можно перемещать: из укрытия в укрытие, лучников в укрытие, лучников на другую стену (огневую позицию, атака не происходит)
Если играем вдвоём кооперативно, то сколько отрядов нужно разложить при подготовке? Условие - кол-во игроков +1. Считается, что партия на троих и нужно 4 выложить? Или все-таки 3? И как в таком случае и сколько орудий выкладывать?
Подскажите, когда происходит убийство воинов при победе надо отрядом орды: до или после определения победителя? Вроде бы логично после (как и играли): победили, посчитались, погибли. Но зачем тогда в том же месте указание про замену удаленных юнитов жетонами повреждений?
Сначала подсчитывается количество погибших воинов в соответствии с текущем уровнем смертоносности, затем тот у кого больше воинов(или при ничьей по чаю) получает карту орды Повреждения кладутся в случае, если воины погибли, а отряд орды выжил, например, когда происходит пробитие бреши в стене. Тогда на место погибших воинов кладется жетон повреждения
Не совсем понял. Допустим, ситуация: нас трое, четвертый год, смертность 3. У игрока 1 - 3 закрытых повреждения, у игроков 2 и 3 - по два, остальное - лучники. Отряд побежден. Если сразу подсчитать повреждения - на карте не останется вообще никого (смерть либо спасение с уходом в укрытие), и карта не достается никому. Кажется более логичным определить сначала победителя (игрок 1), а уже потом отыгрывать потери. Иначе во второй половине игры вряд ли получится взять хотя бы одну карту отряда (имхо)
на последней странице правил есть порядок розыгрыша этого этапа: 1. Определение победителя 2. Рзадача славы 3. Убийство воинов 4. Взятие карты 5. Сдвиг орд
Всем привет, подскажите пожалуйста кто изучил момент, в правилах размыто... Основной вопрос возник с трактовкой, что такое уровень стены. Согласно правилам туда входит: укрытие, сам уровень стены где стоят лучники на позициях и 3 ряда орды, верно? Много вопросов было с этими участками стены из за некоторых карт, например карта тактики героическая битва - усиленный эффект. Разыграйте когда побежден отряд орды, если у вас есть хотя бы 1 копейщик на побежденном отряде орды и хотя бы 1 всадник на том же участке стены получите 8 чести. Вопрос копейщик у меня в 1 ряду, всадник на 2 ряду, срабатывает бонус? Или был момент когда мечник в первом, а всадник в укрытии, тоже срабатывает? Кто как это трактовал?
уровень стены - это одна из трёх выставляемых надстроек. Участок стены - это поле перед одной из таких надстроек. Думаю, за коня в укрытии честь не начисляется, согласитесь, чествовать воина, который отсиделся в укрытии не очень правильно :)
после изучения бгг ответ такой: воины могут находится на любом из участков стены (в том числе и в укрытии), чтобы соответствовать условиям аналогичных карт.
Написано 2ПО в конце игры за воина и лучника и 6ПО за коня на участках стены. Как-то не этично давать ПО за отряды в укрытиях, но в правилах написано, что укрытия также являются участком стены....
Дык это, так сказать "пассивный" артефакт, он не один в игре. Артефакты условно делятся на "активные" и "пассивные": активные дают очки чести за всякие действия во время партии, пассивные за какой-то условный "набор чего-либо" в конце партии. Советников генерала, войск (в вашем случае), чего-то ещё. Так что это просто вариант "пассивного" артефакта. Ну, а уж этично ли это, неважно, главное вектор игры, который артефакты задают игрокам и что направляют делать в партии (в вашем случае нанимать максимальное количество войск).
да, я поизучал тему на bgg, действительно, воины, находящиеся в укрытиях, выполняют условия данной (и аналогичных) карт.
ПС. Тематически это можно представить, что они не отсиживаются, а просто ротируются на передовой - повоевали, отдохнули в укрытии, потом когда-нибудь опять вернутся в бой.
1. На стр. 7 русских и английских правил – первая особенность усиленной активации области описана так:
(рус.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть только ваши чиновники, вы не получаете жетон позора".
Это неверно. Правильно звучит так:
(англ.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть чиновники только одного игрока, этот игрок не получает жетон позора".
Разница в том, что если следовать русской формулировке, то в игре появляется целый новый пласт игры – возможность активировать области с условно одним чиновником противника, давая таким образом ему жетон позора (следовательно, блокируя его воинов или карты орды, и форсируя игру, истощая пул жетонов позора), ведь в наших правилах присутствует слово ВАШИ, указывающее на чиновников активного игрока.
2. На стр. 10 русских и английских правил в разделе про победу над отрядом орды, пункт 3 описан так:
(рус.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".
Это неверно. Правильно звучит так:
(англ.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за КАЖДОГО из своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".
В русском варианте читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести". Указания, что 2 очка даются за КАЖДОГО лучника нет.
не знаю, я читая русские правила понял именно так как написано в английских. Видимо, у меня не настолько развит навык крючкотворства )) Или интуиция лучше )
для меня сразу было понятно из того, как составлено предложение, что за каждого лучника 2 славы. Если бы было не так, то предложение строилось совсем иначе. С активацией так же.
Ну, я же не для вас пишу, а для таких же недалёких как я. Вон ниже в комментах вы же и приводите примеры уточняющих формулировок на английском, для вас в них всё очевидно и вы не видите зачем они нужны, а нам вот необходимы.
Несколько дней назад, когда пробовал, подходил к ней как и к любому проекту из категории "кикстартер с кучей больших бесполезных минек", и с первой же партии (ещё без допов, с голой базой) мнение кардинально поменялось и лишь укреплялось в последующие разы. Отличная игра.
Подробно расписывать не буду, но в целом коробка понравилась вот чем: в ней есть несколько как бы разных направлений, которыми можно заниматься – можно обкладываться стенами, можно отбиваться от монголов, при этом можно драться как в рукопашную, так и лучниками, можно играть картами тактики. То есть, игра даёт несколько вариантов "развития". Но самый сок в том, что в зависимости от того, какие карты артефактов выпали (читай - какие три условия получения очков на партию), течение партии может кардинально меняться - сегодня мы все активно строим стену, а завтра (в другой партии) активно юзаем, например, именно лучников. Плюсом на это наваливаются бесконечные комбинации свойств генералов и их советников, которые так же комбятся под текущие цели партии. Очень понравилось.
Десять партий, конечно, ещё не отыграл, но по нескольким первым впечатления строго положительные и даже – что бывает исключительно редко – хочется играть ещё и ещё постоянно, партию за партией, так сказать.
Несколько партий – это слишком мало, чтобы вообще говорить о каких-то стратегиях, не говоря уже об их преимуществах перед другими. Так что пока ничего толком не скажу, так как опыта мало.
По ощущениям же – можно делать шо хошь и иметь профит: имеет значение только комба, которую соберёшь из своих советников и бонуса генерала. Плюс, как написал выше, имеют огромное значение три артефакта, выложенные на партию, ибо они выдают очень и очень немалое количество победных очков. Они, по-моему, вообще определяют всё течение партии, ибо очков-то по факту больше не на чем набирать. Вот у нас сегодня был артефакт за выстрелы лучников по задним рядам и за спасение воинов в боях. Ну, и как бы очевидно, что все воевали лучниками, плюс старались набрать больше ци, чтобы спасать солдат от поражения при прорывах монголов за стену – на этом и фармились очки.
По 1 пункту вообще ничего не понял, потому что именно так и понял, как в английском варианте. А вот по второму пункту не согласен в корне. Вы пишите, что "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены (рус.правила)" читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести" (Ваше толкование). Вы извините конечно, но Вы изначально неправильно все понимаете. Во-первых в правилах написано "каждый игрок", а вы почему-то заменяете на "все игроки". Но это же совсем не одно и тоже и меняет смысл в дальнейшем контексте.
Каждый игрок получает по 2 очка за... и Все игроки получают по 2 очка за... ну это же совсем разные вещи.
Если читать как есть рус.вариант правил, то всё встает на свои места. Потому что предлог "по" относится к каждому (одному конкретному игроку). И в таком варианте совсем не нужно уточнять, что это за каждого лучника, т.к. предлог "по" об этом уже сказал.
Эх, давайте по пунктам. По поводу второго вы смотрите не совсем туда. Давайте вам разыграю сценку. В ней будет участвовать два игрока:
- Так, мы победили ордынца, получаем очки. - Угу, по сколько получаем очков за лучников, что там написано? - Написано, читаю: "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников...". - Хорошо, я получаю 2 очка за своего лучника. - А я получаю 4 очка за двух своих лучников! - Не-не! Тут же написано "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников"! У тебя есть лучники? - Есть. - И у меня есть. Значит мы получаем по 2 очка.
И тут я с вами могу согласиться только в том, что в голову может прийти трактовка формулировки "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников" как "каждый игрок получает по 2 очка за КАЖДОГО ИЗ своих лучников". Но такую конструкцию можно вставить исключительно на интуиции. Потому что с таким же успехом можно вставить "каждый игрок получает по 2 очка за ПРИСУТСВИЕ своих лучников".
Собственно вопрос и возник из-за такой формулировки на русском: сколько же всё же очков получаем? Ведь можно и так, и так трактовать.
А вот по поводу первого пункта вы действительно чего-то совсем не поняли. Держите ещё одну сценку, так, думаю, понятнее:
- Так, я использую усиленную активацию. - Давай. - Хм, а активирую-ка я лесопилку, где стоит один твой чиновник! Могу же? - Эм, ну, да, можешь, усиленная активация позволяет активировать незаполненные области. - Так, хорошо, бери своё вонючее дерево! И получай позор! - Эээ, за что? - Ну, ты же единственный, кто находится в этой области, по правилам получаешь позор. - Но... ты же... усиленная активация же... - Да, но про неё написано, что она позволят избежать позора, если в области стоят только ВАШИ чиновники. А моих тут нет, так что извольте расписаться за жетон позора.
И это не буквоедство. Это терминология. Если она ничего для вас не значит, то для вас и "медиальный" равен "внутреннему".
А. Ну я понял, что Вас смутило в первом пункте. Так как правила написаны по дурацкому, что чтобы все сошлось надо связывать написанное с разных страниц. Тут надо не только 7 страницу читать, но 9ую. На стр.9 Правил написано... "Золотые правила для эффектов карт. Если в эффекте карты упоминается компонент (например, управляющий или воин), но не уточняется его владелец, значит, этот эффект применяется только к вашим компонентам (в том числе в кооперативной игре)".
Да, напрямую в усиленной активации, на сколько я помню, нет упоминания про чиновника как компонента, но без него вообще никакой активации провести нельзя, а значит связь с чиновником имеется прямая. А жетоны позора тоже ведь не просто так балтаются на столе, они ведь кладутся на карты орды или под война в запасе. На мой взгляд тут очевидно, что правила запрещают применять эффекты карты к компонентам другого игрока (в данном случае чиновник, воин или карта орды).
А по второму пункту. Ну если бы имелось в ввиду присутствие, то наверное написали бы такое слово, ну или аналог. А Вы начинаете додумывать. Хотя да, признаю, что двухсмысленность может иметь место быть. Тут скорее косяк в другом. Чтобы вообще все вопросы отпали, надо было написать "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своего лучника". И тогда сразу понятно, что за каждого. Но мне и так понятно, потому что предлог "по" в данном контексте вообще никак больше по-другому не истолковать.
Ну, вот неправда же. Я начал додумывать условное слово ПРИСУТСТВИЕ потому, что этого чётко не прописано, и предлог "по" может относиться как к "каждому игроку", так и к "лучнику". Но ведь и вы додумываете конструкцию КАЖДОМУ ИЗ, чем наши додумывания отличаются? Тем, что одно слово додумали вы, а другое я, и поэтому неправ я? Только формулируете вы это не так, как я предложением выше, а как "ну это же очевидно, что правильно додумать так, как кажется мне". =)
Это предложение просто двусмысленно, и одна часть игроков поймёт его как я (додумает), а другая как вы (также додумает), вот и вся история.
А про предлог "по" (как его можно истолковать по-другому) я написал кучу текста ниже.
И всё же по поводу лучников я ещё раз уточню, что да, согласен, что МОЖНО трактовать как ЗА КАЖДОГО лучника, а можно и не трактовать. Именно из-за этого предлога "по" у меня и возник вопрос и появилась неоднозначность в понимании этого пункта правил.
Я его и так, и эдак крутил. Ведь когда пишутся правила, то создаётся такая формулировка, которая должна исключить двоякое трактование. И вот те пункты, которые исключает текущая русская:
1. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков, участвующих в партии, и делится между ними? Конечно нет, ибо написано, что 2 очка даётся только тем, кто имеет своих лучников на этом участке стены.
2. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков с лучниками на этом участке стены и делится между ними? Конечно, нет, потому что есть предлог "по", который исключает такую возможность и говорит, что КАЖДЫЙ игрок получит ПО 2 очка (мы видим, что "каждый" и "по" связаны по смыслу здесь).
А вот что формулировка не исключает из-за существующего построения предложения:
Может ли иметься в виду, что "ПО 2 очка ЗА КАЖДОГО лучника"? Может, если бы это было написано русским по белому "за каждого", однако, может и не иметься в виду, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка за своих лучников" легко трактуется как 2 очка каждому за наличие своих лучников на участке стены, если вы соотносите "каждый" (игрок) с последующим предлогом "по", как это предположили мы.
4. Может ли иметься в виду, что каждый игрок получает ПО 2 очка на брата за наличие своих лучников? Может, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка", очевидно, так и читается, а далее уже идёт уточнение за что эти два очка даются, а именно "за своих лучников на этом участке стены".
5. А теперь вот вам ещё вариант. Если бы игроки получали всего 2 очка на брата за любое количество лучников на стене, то в русском варианте можно было бы просто убрать предлог "по": "Каждый игрок получает 2 очка за своих лучников на участке стены". И всё равно бы остался вопрос за каждого ли лучника, ибо эта формулировка опять-таки даёт вольную трактовку.
Именно поэтому предлог "по" не спасает ситуацию, так как его можно трактовать как относящийся к "каждому игроку", так и к "по 2 очка за своих лучников" и вот из этой последней фразы можно уже додумать, что, наверное, за КАЖДОГО ИЗ своих лучников. Заметьте, я же не просто так полез искать уточняющий ответ на данный вопрос, ибо тоже подумал "куда ж ты относишься предлог "по", может быть, к лучникам, или всё же к "каждому игроку"?
В общем, я не знаю, чего тут такое душнилово развёл, смысл остаётся в моём первом посте – те, у кого возникнут вопросы (а они возникнут у части игроков, как в нашей компании, например), получайте точные ответы выше, из английских правил.
P.S.
Ответы на такие нюансы нужны, потому что у разных игроков разное – давайте назовём это – погружение в правила. Вон, например, у icakypa вопросы возникли (ниже можете найти):
а) А чем же отличаются Each time you deal the last @wound to a @horde, discard 1 @shame. от уточнения: For each last @wound you deal to a @horde, discard 1 @shame
Вопрос, очевидно, возник потому, что он не заметил в правилах ("не погрузился" достаточно), что "последних" ран может быть несколько. Ок, это норм, не заметил и не заметил, задал вопрос, получил ответ, понял этот нюанс правил. А вот:
б) Почему понадобилось вносить уточнение в карту Lance Maker: After your Activation step, pay 1 @chi to Attack with all your @horseman [from Rest Zones], если и так по правилам понятно, что атаковать можно либо при найме, либо по приказу из укрытия. Ни откуда ещё, кроме Rest Zones, всадники и не могли бы атаковать.
И вот тут он прекрасно понимает правила и уточняет, что атаковать можно только из укрытия или при найме. Однако, вопрос задан людьми, которые, очевидно, в данном случае не "погрузились" настолько в правила, как icakypa, и для них не очевиден игровой термин "атаковать", вот они и атакуют из запаса.
И хотя у нас тут разговор не про правила по факту, а про русскую формулировку с предлогом "по", суть, надеюсь, я передал верно – игроки могут что-то просто не учитывать (забыть, пропустить), и ответы нужно давать, опираясь на книгу правил.
P.P.S И да, думаю, моя претензия по второму вопросу, по поводу формулировки усиленной активации, ясна.
Про "лучников" можно добавить, что в памятке на последней странице правил написана правильная формулировка: "2 очка чести за каждого своего лучника на огневых позициях этого участка стены".
Вот это ценно! Да, фазы лучше смотреть на обороте правил, там указано как должно быть верно. Ну, и поправить в самих правилах не мешало бы, чтобы они соответствовали памятке.
Карты артефактов - это особые условия для получения ПО в конце партии или во время игры, их никто не получает, они выкладываются в начале игры и действуют всю партию
да, спасибо))) вчера сыграли вторую партию и до нас дошло, что артефакты действуют на всех игроков в конце игры и нужно стараться по максимуму выполнять условия артефактов) к сожалению, это четко в правилах не прописано, а опыт игры в другие игры, где требуется именно получить артефакт себе, сбил с толку)
Кто какие сборки использует?
Хан + осадные орудия.
и как, много с осадными орудиями наиграли? нам вообще не понравились те модули, что с порохом вводятся. какое-то бессмысленное переусложнение всего и вся(
Они дают ту самую кризисность и сложность игре, которой на мой взгляд не хватает базе. Осадные орудия могут уничтожать стены, башни усиливают дипломатию, тк становится важным убедить остальных учувствовать в сражении на твоем участке стены, ну и раздают токены позора которые в базе опять редко все получают. Чингиз так вообще делает из орды хоть какую-то угрозу и интерес ей противостоять. В целом мне показались они вполне успешным "переусложнением", но по желанию всегда можно и без них играть.
Мы пока только отряды орды из Чингисхана добавили в колоду орды, для небольшого повышения градуса кризисности.
Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)
Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)
Так генералы и советники из допов так или иначе завязаны на уникальные механики допов - ничего не ломается у вас?
Говорю же, исключили тех, кто завязаны на невведённых модулях)
Там есть и те, кто не завязан ни на компонентах, ни на механиках допов
Пример: координатор, советник.
Считайте, будто у вашего генерала на два помощника больше
странно, надо пересмотреть генералов, мне казалось они все завязаны на механики допов, но с радостью добавил бы нейтральных т.к. базовых становится маловато спустя 10+ игр.
В партии на двоих можно скопировать предательством карту приказа клана Тростника?
Добрый день. Подскажите, я правильно понял, что при игре в кооперативный режим на 2-х клан тростника также участвует? Но при этом считается, что играет 2 игрока -т.е. 6 карт императора надо выполнить?
Всё верно. На bgg были ответы на эти вопросы.
спасибо! подскажите еще, а в ккоп. режиме на 2-х используется все же 3 участка стены или 2?
При игре вдвоём всегда используется 2 участка стены.
При игре вдвоём как правильно убирать жетоны позора при разборе? Ведь написано что игру вдвоём считать как игру втроём. Так 2 или 3 жетона? Так и карт орды при раскладке сколько? Кол-во игроков +1? 3 или 4? Не понимаю тогда в каких местах понимать игру как партию втроём, где это учитывается? Если верные ответы будут оба первых.
Игры вдвоем тут нет, есть только втроем: 2 игрока и бот. То есть получается 3 жетона.
Да вот мне тоже так кажется. Но смотрю летсплеи и не понимаю.. Тогда с чёрным порозох нужно добавлять при раскладке не 3 отряда орды, а четыре, так как 3+1 по кол-ву игроков выходит.
Считайте, что играете вдвоём: 20 жетонов позора изначально, убирайте по 2 жетона при разбое.
Пруфлинк здесь: https://boardgamegeek.com/thread/2735823/some-clarifications-two-players-and-coop
Ребят в допе добавили карты артефактов, которые дают очки не на конец игры, а когда срабатывает эффект, что довольно неудобно ибо в процессе игры часто забываются. Пришла идея что если выкладывать 2 общих артефакта, ПО за которые будут начисляться в конце игры, и + каждому игроку давать один личный артефакт, за которые он будет получать ПО в момент выполнения эффекта. Тогда каждый будет помнить о своей карте и сам будет следить за этим.
Сразу прослеживается минус что игра возможно станет более узкой, потому что люди будут стремиться играть от эффекта артефакта т.к. они дают много очков. Но в целом игра и так даёт определённый вектор картой генерала, поэтому возможно сильно это и не повлияет. Ещё не пробовали так играть, но хочется узнать ваше мнение.
В какой момент происходит убийство воинов при победе над отрядом орды? После отыгрыша всех пунктов? Но зачем тогда класть жетоны повреждений на места убитых/спасенных? Или до прохождения всех пунктов, что имеет логику, но об этом не сказано ни слова ни в одном из пунктов..
Победив орду ты не выкладываешь жетоны повреждений. Жетоны повреждений выкладываются только в тех случаях, если орда ещё не побеждена, но ты вынужден убить свои отряды из-за пробоя стены на данном участке. Это делается для отслеживания оставшихся жизней орды.
(Теги по играм, которые вспомнились: Труа, Восходящее солнце, Плотина, Немезида, Столкновение цивилизаций)
Продакшн.
Он здесь прям отличный. Очень детализированные миньки, на уровне Немезиды и Грааля, так что это точно Awaken Realms. Особенно поражают детализацией осадные машины из допа Чёрный порох, которые мы просто вытащили полюбоваться. Оформление тоже понравилось, особенно оформление карт приказов из личных колод и картинки на заднем фоне на картах отрядов Орды, хотя вроде бы ничего особенного. Лично мне не понравилось оформление игрового поля: вся эта акварель воспринимается как мутные пятна там, где должно быть красивое детализированное поле, подчеркивающее тематику. Есть траблы с хранением элементов стены: либо их разбирать на детальки потом заново собирать, либо хранить тупо отдельно от коробки. Настольщики знают, как ценно место, предназначенное для игр)
Геймплей.
Канеш, расписывать правила и суть игры не буду, на это есть обзоры, только оценочные суждения. В описании к игре пишут, что это полукооперативная игра. Ну, типа как Немезида что ли, получается?) Великая стена - настолько же полукооп, насколько и Труа (Troyes). А если говорить прямо, Великая стена - это выставление рабочих, как в Плотине, где достаточно от Труа и немножко от Восходящего солнца. Сердце - это выставление чиновников на клетки действий получения ресурсов, найма отрядов, строительства стены, взятия карт тактики, найма советников и тд. Чиновников можно докупать дополнительных, прям как в Виноделии. Что касается Орды - как в Труа, здесь в каждом раунде выкладываются несколько карт отрядов, которые хотят учинить пакости, пробить стену, и защищаться от них придётся всё тем же образом - выставляя туда воинов (как в Труа отправлять кубики) и закрывая клетки, и если вы закрыли все клетки на карте отряда Орды - игрок, наиболее накидавший туда воинов, забирает карту (ещё раз - это Труа:) ). Что же здесь от Восходящего солнца, это очерёдность хода при равенстве по чаепитной церемонии и розыгрыш приказов, когда основной игрок выполняет действие мощнее, чем все остальные. Всего карт приказов 6 штук, а раундов 5. В конце раунда можно сбросить карту навсегда в сброс, и каждая ваша карта в сбросе даст 2 ПО, либо вернуть её на руку и лишить себя небольшого движка ПО. Замысел с розыгрышем карт приказов одновременно в закрытую понравился, тк на многих картах ваше действие будет ещё сильнее, если соперники выложили определённую конкретную карту. Типа "Приказ атаковать": наймите 1 бесплатного копейщика + ещё 1 за каждую разыгранную соперниками карту "Поднять знамёна" (могу путать названия, но суть такая). Это подключает майндгеймс и анализ ситуации на поле, как в играх с программированием действий, как в Борьбе за галактику и пр.
Геймплейная ценность отдельных элементов.
Есть всего 5 карт артефактов, 3 из них выходят на партию. Это доп скоринг в конце игры за определённые вещи. Ну, 5 карт - это просто смех, в каждой второй партии будут повторяться общие финальные цели, это антиразнообразие какое-то.
Карты тактики. Тоже не особо понравились. Они похожи на карты миссий в Столкновении цивилизаций, и в основном связаны с атакой отрядов Орды (выставлением туда воинов). Проблема в том, что они постоянно повторяются, разнообразием не пахнет, так ещё и треть из них имеет условие "если вы нанесли последний урон "карте", то бишь нужно сильно подгадать, чтобы закинуть своего бойца на последнюю открытую ячейку карты, которых там в среднем около 12. (к картам миссий из Слонов претензий не имею, если что:) ).
Генералы и советники. Вот это то, что больше всего понравилось, наравне с розыгрышем приказов. На старте даются 2 генерала с их свойством и стартовыми ресурсами. Выбор невелик, но колода генералов большая, их можно пробовать и изучать долго. Также на старте даются 2 карты советника, которые имеют свои пассивные свойства. В процессе игры можно получать дополнительных советников, играя их либо в открытую, используя их собственное свойство, либо в закрытую подкладывая под генерала (и теперь они помощники генерала), усиливая уже его эффект. Советников в колоде тоже много. Мне понравилось, что если тебе вышел крутой генерал, то ты докупаешь советников для его усиления, а если генерал не айс - добираешь другие пассивки. Генералы неравнозначны по силе и порой могут идти вразрез со стратегией, но это случается во многих играх. Советники клёвые тем, что они позволяют смотреть по-новому на механику выставления рабочих, ибо некоторые из них позволяют после активации ячейки действия, например, заплатить ресурс, чтобы оставить рабочего (чиновника) там же для его активации в следующем раунде, или перенести до 2х рабочих сразу на другие ячейки. (важно! в раунде нет такого, что вы выставите всех своих 5-8 чиновников, всё зависит от выкладываемых вами и соперниками карт приказов в этом раунде; может быть так, что вы выставите всего 2 чиновников за весь огромный игровой раунд, т.е. за пятую часть игры)
Игровой раунд. Хоть раундов в игре 5, игра идёт довольно долго, тк ходить приходится много. Каждый раунд - это игровой год, включающий фазы действий, дохода, атаки Орды и др. Мне это напомнило Немезиду, в которой целый раунд так же состоит из многих фаз и может затянуться.
Среди механик есть ещё жетоны позора, которые даются за единоличное занятие некоторых ячеек лишь своими чиновниками или за пробитие одной из линий Стены. Их роль схожа с жетонами позора в Чемпионах Мидгарда - штрафные очки.
Есть пожертвование взятых ресурсов, которыми потом сможет пользоваться первый пришедший на строительство Стены игрок, и другие мелкие находки.
В чем-то игра является поинт-салатом, очки дают по мелочи за разные вещи, чем и нужно всё время заниматься, не теряя темп. Мы играли вчетвером, очки: 226, 223, 162, 145. Я занял почётное 2 место после хозяина коробки, который до этого ещё и в соло тренился💪
В целом, это определённо евро-игра. Это определённо продакшн Awaken Realms. И это определённо масштабность Awaken Realms, пусть не в суперкомплексности, но хотя бы во времени.) Время идёт, авторы комбинируют жанры. У меня пока смутное ощущение от евро на выставление рабочих, в котором: генералы, как лидеры в Слонах; карты тактики, как карты миссий в Слонах; продакшн, как в Немезиде; продолжительность раунда, как самые долгие раунды в Немезиде. Консервативно кажется, что евро на выставление рабочих должно играться быстрее и без таковой тяжести. И как бы здесь не обмануться ряду покупателей, которые, как обычно, ждали от Серпа войны и махача роботов.)
Проблем с хранением элементов стены нет.
Собери по принципу матрешки и убери под в коробку с набором дополнением под органайзер.
О как. Допы не раскрывали, кроме Чёрного пороха, поэтому не знал. Это отлично, вопрос снимается)
Карты артефактов, кстати, в наборе дополнений завезли в немалом количестве, никаких новых механик они не вводят (кроме того, что за некоторые артефакты очки даются в процессе игры, а не в конце), так что можно добавлять их хоть с первой партии.
Кто-нибудь играл партию на 5-ых? Как вообще ощущения? Сильно дольше, чем на 4?
Играл три партии на пятерых не скажу что долго но орда уничтожается быстро. Только с Чингисханом и чёрным порохом было труднее играть против орды. По базе быстро крамсаешь орду
У авакен это первая игра в жанре евро с выставлением рабочих и я был настроен скептично, но игра мне очень зашла, классный сетинг, который ощущается. Круто и тематично сделаны карты орды, например щитоносцев нельзя атаковать лучниками и т.д. правила не сложные и лаконичные, советники и карты тактики тоже сделаны добротно, и основная механика хода по фазам сюда так же отлично вписалась. Единственное что не понравилось мне, так это поинт салат. Ты получаешь очки в игре вообще за любой чих, но при этом быстро понять и разобраться в какую сторону чихать может быть сложно. В первой же партии итоговый счёт ушел за 200 очков и я такое не очень люблю, но в целом игра оставила очень приятные впечатления.
всем привет!
не нашёл в правилах упоминания о конечности или бесконечности ресурсов. возможно я невнимательно искал, но как вы играете, если какой либо ресурс закончился в запасе?
я решил, что ресурсы конечны, но оппоненты не согласны)
если о бесконечности в правилах не сказано, значит конечны. войска ж конечны.
Это упущение правил первого тиража игры.
В новой редакции правил написано: "Ресурсы не ограничены; если закончились, используйте любую подходящую замену".
а можете подсказать где искать? тут на сайте в финальных правилах игры на англ я не нашёл, мб что то упустил)
Ссылка на новую редакцию правил на англ. языке:
https://www.dropbox.com/sh/rqsuexmxjtl7qug/AADU-AJQqcvAQmugfzPDgv96a?dl=0
На русский язык пока не перевели.
Идёт с допом Черный Порох. Кажется это имба. Смысл в том что она даёт всегда +2 к числу помощников генерала. В связке с генералом который получает очки чести каждый раз как атакует всадником даёт возможность за одну такую атаку уже на старте 9 очков чести получать. А потом и 12 и тд. Игрок с такой комбинацией обогнал остальных на круг...
Да, интересный вопрос. Допустим, по большой удаче вам на старте вышел такой генерал и такой советник. То есть за связку Генерал-Советник вы получаете 9 очков за год, если сможете нанять 2 всадников, одним атаковать, другого в резерв, а потом по приказу им опять атаковать - 18 (этот момент надо уточнить на ббг, потому как в правилах есть двусмысленная фраза "Если в казармах несколько ваших чиновников, вы одновременно вербуете столько же воинов (или меньше), платите все необходимые ресурсы и сразу отправляете всех новых воинов в атаку!").
Но это всё. Вопрос, приносят ли другие связки Генерал-Советник по 9(18) очков за год?
Да, собственно, дело даже не в связке, а в самом советнике - он отлично усилит любого генерала. Понятно, что есть более сильные советники, есть слабые. Для этого и нужен рынок советников, специальная локация, чтобы их получить, положение в чайном доме - изначально предполагается активная борьба за советников. Так вот, есть ли другие "сильные" советники, которые могут выдавать в комбинации с конкретным вашим генералом столько же очков?
Я пока не знаю. Надо побольше наиграть.
В этом плане их нет смысла спасть, после того как карта орды побеждена, всадника лучше еще раз нанять. Поэтому в теории может быть и больше чем 9(18) очков за раунд с одного всадника. А их двое.
Однозначно отложил эту карту советника в коробку, без нее пока остальные 2 партии прошли очень ровно, постоянно была конкуренция за первое место.
Вопрос к людям, игравшим с дополнениями. Насколько они необходимы? (А именно черный порох и древние существа)
Читал обзор на игру. По допам там было сказано, что Черный Порох очень хорош и рекомендуют. Древние существа - неплох, но можно и без него. Чингисхан - интересен. Железный дракон - дно и даром не нужен.
В базе орда не представляет никакой угрозы, поэтому нет смысла играть без Чингизхана. Осадные орудия в Черном порохе, единственный способ разрушать стены, это хоть как-то балансит наиболее частый вариант победы через постройку всех 3-х уровней стены. Кроме того башни дают хороший уровень взаимодействия, что очень хочется видеть в евро играх, а также дают шанс хоть как-то набирать токены позора.
Подскажите пож-та. Лучники стреляют по карте тактики, иль ток когда их нанимаешь и зимой?
Тоже интересует этот вопрос
На bgg писали что лучники стреляют при розыгрыше карты приказа Атаковать
Лучники стреляют при найме и зимой. Так же если вы разыгрываете карту приказа которая говорит на одном из участков и на этом участке у вас есть лучники они так же атакуют.
- "Только что завербованный воин может атаковать отряд орды на любом участке стены". (стр.9 Правил)
- "Зима
Зимой вы активируете последний защитный рубеж: лучники на огневых позициях атакуют отряды орды. Затем войска орды проводят наступление на стену.
1. Дальняя атака.
А. Этап обстрела. Начиная с левого участка стены, все лучники на огневых позициях атакуют отряды орды на своём участке стены (в порядке чаепития)". (стр.11 Правил).
- "Участники разыгрывают карты приказов и применяют их эффекты осенью. (стр.6 Правил).
Вывод. Лучники лупят в трех случаях и теоретически (те лучник(и), которые были наняты во время разыгрывания карты приказа другого игрока) могут долбануть 3 раза за год.
И не путайте карты тактики с картами приказов.
У меня есть 2 лучника на стене и 1 копейщик в укрытие на одном участке. Действие позволяет переместить и со стены и из укрытия одновременно на соседний участок или либо со стены, либо из укрытия?
один чиновник - одно перемещение Х воинов из одного места в другое. Можно перемещать: из укрытия в укрытие, лучников в укрытие, лучников на другую стену (огневую позицию, атака не происходит)
Если играем вдвоём кооперативно, то сколько отрядов нужно разложить при подготовке? Условие - кол-во игроков +1. Считается, что партия на троих и нужно 4 выложить? Или все-таки 3? И как в таком случае и сколько орудий выкладывать?
Подскажите, когда происходит убийство воинов при победе надо отрядом орды: до или после определения победителя? Вроде бы логично после (как и играли): победили, посчитались, погибли. Но зачем тогда в том же месте указание про замену удаленных юнитов жетонами повреждений?
Сначала подсчитывается количество погибших воинов в соответствии с текущем уровнем смертоносности, затем тот у кого больше воинов(или при ничьей по чаю) получает карту орды
Повреждения кладутся в случае, если воины погибли, а отряд орды выжил, например, когда происходит пробитие бреши в стене. Тогда на место погибших воинов кладется жетон повреждения
Не совсем понял. Допустим, ситуация: нас трое, четвертый год, смертность 3. У игрока 1 - 3 закрытых повреждения, у игроков 2 и 3 - по два, остальное - лучники. Отряд побежден. Если сразу подсчитать повреждения - на карте не останется вообще никого (смерть либо спасение с уходом в укрытие), и карта не достается никому. Кажется более логичным определить сначала победителя (игрок 1), а уже потом отыгрывать потери. Иначе во второй половине игры вряд ли получится взять хотя бы одну карту отряда (имхо)
на последней странице правил есть порядок розыгрыша этого этапа:
1. Определение победителя
2. Рзадача славы
3. Убийство воинов
4. Взятие карты
5. Сдвиг орд
Всем привет, подскажите пожалуйста кто изучил момент, в правилах размыто...
Основной вопрос возник с трактовкой, что такое уровень стены. Согласно правилам туда входит: укрытие, сам уровень стены где стоят лучники на позициях и 3 ряда орды, верно?
Много вопросов было с этими участками стены из за некоторых карт, например карта тактики героическая битва - усиленный эффект. Разыграйте когда побежден отряд орды, если у вас есть хотя бы 1 копейщик на побежденном отряде орды и хотя бы 1 всадник на том же участке стены получите 8 чести.
Вопрос копейщик у меня в 1 ряду, всадник на 2 ряду, срабатывает бонус? Или был момент когда мечник в первом, а всадник в укрытии, тоже срабатывает?
Кто как это трактовал?
уровень стены - это одна из трёх выставляемых надстроек. Участок стены - это поле перед одной из таких надстроек.
Думаю, за коня в укрытии честь не начисляется, согласитесь, чествовать воина, который отсиделся в укрытии не очень правильно :)
после изучения бгг ответ такой: воины могут находится на любом из участков стены (в том числе и в укрытии), чтобы соответствовать условиям аналогичных карт.
Написано 2ПО в конце игры за воина и лучника и 6ПО за коня на участках стены. Как-то не этично давать ПО за отряды в укрытиях, но в правилах написано, что укрытия также являются участком стены....
Дык это, так сказать "пассивный" артефакт, он не один в игре. Артефакты условно делятся на "активные" и "пассивные": активные дают очки чести за всякие действия во время партии, пассивные за какой-то условный "набор чего-либо" в конце партии. Советников генерала, войск (в вашем случае), чего-то ещё. Так что это просто вариант "пассивного" артефакта. Ну, а уж этично ли это, неважно, главное вектор игры, который артефакты задают игрокам и что направляют делать в партии (в вашем случае нанимать максимальное количество войск).
да, я поизучал тему на bgg, действительно, воины, находящиеся в укрытиях, выполняют условия данной (и аналогичных) карт.
ПС. Тематически это можно представить, что они не отсиживаются, а просто ротируются на передовой - повоевали, отдохнули в укрытии, потом когда-нибудь опять вернутся в бой.
1. На стр. 7 русских и английских правил – первая особенность усиленной активации области описана так:
(рус.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть только ваши чиновники, вы не получаете жетон позора".
Это неверно. Правильно звучит так:
(англ.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть чиновники только одного игрока, этот игрок не получает жетон позора".
Разница в том, что если следовать русской формулировке, то в игре появляется целый новый пласт игры – возможность активировать области с условно одним чиновником противника, давая таким образом ему жетон позора (следовательно, блокируя его воинов или карты орды, и форсируя игру, истощая пул жетонов позора), ведь в наших правилах присутствует слово ВАШИ, указывающее на чиновников активного игрока.
2. На стр. 10 русских и английских правил в разделе про победу над отрядом орды, пункт 3 описан так:
(рус.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".
Это неверно. Правильно звучит так:
(англ.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за КАЖДОГО из своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".
В русском варианте читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести". Указания, что 2 очка даются за КАЖДОГО лучника нет.
не знаю, я читая русские правила понял именно так как написано в английских.
Видимо, у меня не настолько развит навык крючкотворства ))
Или интуиция лучше )
Той, которая у них сейчас на сайте висит (у издателя забугорного), на 16.06.22.
для меня сразу было понятно из того, как составлено предложение, что за каждого лучника 2 славы. Если бы было не так, то предложение строилось совсем иначе.
С активацией так же.
Ну, я же не для вас пишу, а для таких же недалёких как я. Вон ниже в комментах вы же и приводите примеры уточняющих формулировок на английском, для вас в них всё очевидно и вы не видите зачем они нужны, а нам вот необходимы.
согласен на 100%
Алексей, привет, какие впечатления от Стены?
Несколько дней назад, когда пробовал, подходил к ней как и к любому проекту из категории "кикстартер с кучей больших бесполезных минек", и с первой же партии (ещё без допов, с голой базой) мнение кардинально поменялось и лишь укреплялось в последующие разы. Отличная игра.
Подробно расписывать не буду, но в целом коробка понравилась вот чем: в ней есть несколько как бы разных направлений, которыми можно заниматься – можно обкладываться стенами, можно отбиваться от монголов, при этом можно драться как в рукопашную, так и лучниками, можно играть картами тактики. То есть, игра даёт несколько вариантов "развития". Но самый сок в том, что в зависимости от того, какие карты артефактов выпали (читай - какие три условия получения очков на партию), течение партии может кардинально меняться - сегодня мы все активно строим стену, а завтра (в другой партии) активно юзаем, например, именно лучников. Плюсом на это наваливаются бесконечные комбинации свойств генералов и их советников, которые так же комбятся под текущие цели партии. Очень понравилось.
Десять партий, конечно, ещё не отыграл, но по нескольким первым впечатления строго положительные и даже – что бывает исключительно редко – хочется играть ещё и ещё постоянно, партию за партией, так сказать.
кстати, на БГГ жалуются, что экономическая составляющая сильнее военной, если в неё уходят хотя бы два игрока. Как по вашим ощущениям?
Несколько партий – это слишком мало, чтобы вообще говорить о каких-то стратегиях, не говоря уже об их преимуществах перед другими. Так что пока ничего толком не скажу, так как опыта мало.
По ощущениям же – можно делать шо хошь и иметь профит: имеет значение только комба, которую соберёшь из своих советников и бонуса генерала. Плюс, как написал выше, имеют огромное значение три артефакта, выложенные на партию, ибо они выдают очень и очень немалое количество победных очков. Они, по-моему, вообще определяют всё течение партии, ибо очков-то по факту больше не на чем набирать. Вот у нас сегодня был артефакт за выстрелы лучников по задним рядам и за спасение воинов в боях. Ну, и как бы очевидно, что все воевали лучниками, плюс старались набрать больше ци, чтобы спасать солдат от поражения при прорывах монголов за стену – на этом и фармились очки.
По 1 пункту вообще ничего не понял, потому что именно так и понял, как в английском варианте.
А вот по второму пункту не согласен в корне.
Вы пишите, что "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены (рус.правила)"
читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести" (Ваше толкование).
Вы извините конечно, но Вы изначально неправильно все понимаете. Во-первых в правилах написано "каждый игрок", а вы почему-то заменяете на "все игроки". Но это же совсем не одно и тоже и меняет смысл в дальнейшем контексте.
Каждый игрок получает по 2 очка за...
и
Все игроки получают по 2 очка за...
ну это же совсем разные вещи.
Если читать как есть рус.вариант правил, то всё встает на свои места. Потому что предлог "по" относится к каждому (одному конкретному игроку). И в таком варианте совсем не нужно уточнять, что это за каждого лучника, т.к. предлог "по" об этом уже сказал.
Эх, давайте по пунктам.
По поводу второго вы смотрите не совсем туда. Давайте вам разыграю сценку. В ней будет участвовать два игрока:
- Так, мы победили ордынца, получаем очки.
- Угу, по сколько получаем очков за лучников, что там написано?
- Написано, читаю: "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников...".
- Хорошо, я получаю 2 очка за своего лучника.
- А я получаю 4 очка за двух своих лучников!
- Не-не! Тут же написано "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников"! У тебя есть лучники?
- Есть.
- И у меня есть. Значит мы получаем по 2 очка.
И тут я с вами могу согласиться только в том, что в голову может прийти трактовка формулировки "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников" как "каждый игрок получает по 2 очка за КАЖДОГО ИЗ своих лучников". Но такую конструкцию можно вставить исключительно на интуиции. Потому что с таким же успехом можно вставить "каждый игрок получает по 2 очка за ПРИСУТСВИЕ своих лучников".
Собственно вопрос и возник из-за такой формулировки на русском: сколько же всё же очков получаем? Ведь можно и так, и так трактовать.
А вот по поводу первого пункта вы действительно чего-то совсем не поняли. Держите ещё одну сценку, так, думаю, понятнее:
- Так, я использую усиленную активацию.
- Давай.
- Хм, а активирую-ка я лесопилку, где стоит один твой чиновник! Могу же?
- Эм, ну, да, можешь, усиленная активация позволяет активировать незаполненные области.
- Так, хорошо, бери своё вонючее дерево! И получай позор!
- Эээ, за что?
- Ну, ты же единственный, кто находится в этой области, по правилам получаешь позор.
- Но... ты же... усиленная активация же...
- Да, но про неё написано, что она позволят избежать позора, если в области стоят только ВАШИ чиновники. А моих тут нет, так что извольте расписаться за жетон позора.
И это не буквоедство. Это терминология. Если она ничего для вас не значит, то для вас и "медиальный" равен "внутреннему".
А. Ну я понял, что Вас смутило в первом пункте. Так как правила написаны по дурацкому, что чтобы все сошлось надо связывать написанное с разных страниц. Тут надо не только 7 страницу читать, но 9ую.
На стр.9 Правил написано...
"Золотые правила для эффектов карт.
Если в эффекте карты упоминается компонент
(например, управляющий или воин), но не уточняется его владелец, значит, этот эффект применяется только к вашим компонентам (в том числе в кооперативной игре)".
Да, напрямую в усиленной активации, на сколько я помню, нет упоминания про чиновника как компонента, но без него вообще никакой активации провести нельзя, а значит связь с чиновником имеется прямая.
А жетоны позора тоже ведь не просто так балтаются на столе, они ведь кладутся на карты орды или под война в запасе.
На мой взгляд тут очевидно, что правила запрещают применять эффекты карты к компонентам другого игрока (в данном случае чиновник, воин или карта орды).
А по второму пункту.
Ну если бы имелось в ввиду присутствие, то наверное написали бы такое слово, ну или аналог. А Вы начинаете додумывать. Хотя да, признаю, что двухсмысленность может иметь место быть.
Тут скорее косяк в другом.
Чтобы вообще все вопросы отпали, надо было написать "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своего лучника". И тогда сразу понятно, что за каждого.
Но мне и так понятно, потому что предлог "по" в данном контексте вообще никак больше по-другому не истолковать.
Может "за своих лучников"? А то как раз не понятно)
Ну, вот неправда же. Я начал додумывать условное слово ПРИСУТСТВИЕ потому, что этого чётко не прописано, и предлог "по" может относиться как к "каждому игроку", так и к "лучнику". Но ведь и вы додумываете конструкцию КАЖДОМУ ИЗ, чем наши додумывания отличаются? Тем, что одно слово додумали вы, а другое я, и поэтому неправ я? Только формулируете вы это не так, как я предложением выше, а как "ну это же очевидно, что правильно додумать так, как кажется мне". =)
Это предложение просто двусмысленно, и одна часть игроков поймёт его как я (додумает), а другая как вы (также додумает), вот и вся история.
А про предлог "по" (как его можно истолковать по-другому) я написал кучу текста ниже.
И всё же по поводу лучников я ещё раз уточню, что да, согласен, что МОЖНО трактовать как ЗА КАЖДОГО лучника, а можно и не трактовать. Именно из-за этого предлога "по" у меня и возник вопрос и появилась неоднозначность в понимании этого пункта правил.
Я его и так, и эдак крутил. Ведь когда пишутся правила, то создаётся такая формулировка, которая должна исключить двоякое трактование. И вот те пункты, которые исключает текущая русская:
1. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков, участвующих в партии, и делится между ними? Конечно нет, ибо написано, что 2 очка даётся только тем, кто имеет своих лучников на этом участке стены.
2. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков с лучниками на этом участке стены и делится между ними? Конечно, нет, потому что есть предлог "по", который исключает такую возможность и говорит, что КАЖДЫЙ игрок получит ПО 2 очка (мы видим, что "каждый" и "по" связаны по смыслу здесь).
А вот что формулировка не исключает из-за существующего построения предложения:
Может ли иметься в виду, что "ПО 2 очка ЗА КАЖДОГО лучника"? Может, если бы это было написано русским по белому "за каждого", однако, может и не иметься в виду, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка за своих лучников" легко трактуется как 2 очка каждому за наличие своих лучников на участке стены, если вы соотносите "каждый" (игрок) с последующим предлогом "по", как это предположили мы.
4. Может ли иметься в виду, что каждый игрок получает ПО 2 очка на брата за наличие своих лучников? Может, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка", очевидно, так и читается, а далее уже идёт уточнение за что эти два очка даются, а именно "за своих лучников на этом участке стены".
5. А теперь вот вам ещё вариант. Если бы игроки получали всего 2 очка на брата за любое количество лучников на стене, то в русском варианте можно было бы просто убрать предлог "по": "Каждый игрок получает 2 очка за своих лучников на участке стены". И всё равно бы остался вопрос за каждого ли лучника, ибо эта формулировка опять-таки даёт вольную трактовку.
Именно поэтому предлог "по" не спасает ситуацию, так как его можно трактовать как относящийся к "каждому игроку", так и к "по 2 очка за своих лучников" и вот из этой последней фразы можно уже додумать, что, наверное, за КАЖДОГО ИЗ своих лучников. Заметьте, я же не просто так полез искать уточняющий ответ на данный вопрос, ибо тоже подумал "куда ж ты относишься предлог "по", может быть, к лучникам, или всё же к "каждому игроку"?
В общем, я не знаю, чего тут такое душнилово развёл, смысл остаётся в моём первом посте – те, у кого возникнут вопросы (а они возникнут у части игроков, как в нашей компании, например), получайте точные ответы выше, из английских правил.
P.S.
Ответы на такие нюансы нужны, потому что у разных игроков разное – давайте назовём это – погружение в правила. Вон, например, у icakypa вопросы возникли (ниже можете найти):
а) А чем же отличаются
Each time you deal the last @wound to a @horde, discard 1 @shame.
от уточнения:
For each last @wound you deal to a @horde, discard 1 @shame
Вопрос, очевидно, возник потому, что он не заметил в правилах ("не погрузился" достаточно), что "последних" ран может быть несколько. Ок, это норм, не заметил и не заметил, задал вопрос, получил ответ, понял этот нюанс правил. А вот:
б) Почему понадобилось вносить уточнение в карту Lance Maker:
After your Activation step, pay 1 @chi to Attack with all your @horseman [from Rest Zones],
если и так по правилам понятно, что атаковать можно либо при найме, либо по приказу из укрытия. Ни откуда ещё, кроме Rest Zones, всадники и не могли бы атаковать.
И вот тут он прекрасно понимает правила и уточняет, что атаковать можно только из укрытия или при найме. Однако, вопрос задан людьми, которые, очевидно, в данном случае не "погрузились" настолько в правила, как icakypa, и для них не очевиден игровой термин "атаковать", вот они и атакуют из запаса.
И хотя у нас тут разговор не про правила по факту, а про русскую формулировку с предлогом "по", суть, надеюсь, я передал верно – игроки могут что-то просто не учитывать (забыть, пропустить), и ответы нужно давать, опираясь на книгу правил.
P.P.S
И да, думаю, моя претензия по второму вопросу, по поводу формулировки усиленной активации, ясна.
У меня вопросы остались даже после просмотра обзора правил игры и двукратного прочтения правил, а ты говоришь...
Про "лучников" можно добавить, что в памятке на последней странице правил написана правильная формулировка: "2 очка чести за каждого своего лучника на огневых позициях этого участка стены".
Вот это ценно! Да, фазы лучше смотреть на обороте правил, там указано как должно быть верно. Ну, и поправить в самих правилах не мешало бы, чтобы они соответствовали памятке.
всем привет! как можно получить карты артефактов? в правилах упоминания о способе их получения не нашёл, а в других картах пока не встречали
Карты артефактов - это особые условия для получения ПО в конце партии или во время игры, их никто не получает, они выкладываются в начале игры и действуют всю партию
да, спасибо))) вчера сыграли вторую партию и до нас дошло, что артефакты действуют на всех игроков в конце игры и нужно стараться по максимуму выполнять условия артефактов) к сожалению, это четко в правилах не прописано, а опыт игры в другие игры, где требуется именно получить артефакт себе, сбил с толку)