Давненько не был в гостях у одного отличного настольщика, видеоблогера и просто хорошего человека. У Ильи Мурсеева. Накануне выбрали время, договорились собраться у него, поболтать, поиграть в настолки, а в итоге получилось не столько общение, сколько целое интервью. Мы поговорили о том, как начиналось увлечение друга, отношении к новичкам и издательствам. Выяснили, почему его любимые игры не идеальны, какие игры желанны, а какие разочаровали. Также Илья поведал о будущем развитии своего канала youtube.com/ohmygames, отношению к «минькофапству» (как он сам выразился) и о многом другом.
Итак – давай приступим, погнали!
Об играх, новичках и финансах.
1) Илья. Все, кто с тобой знаком, знают, что у тебя помимо настольных игр есть еще одно большое увлечение – это музыка. На данный момент ты являешься барабанщиком местной рок-группы «Джин». Если сопоставлять эти два увлечения: музыку и настольные игры, какое из них тебе ближе?
Трудно ответить. Чтобы преуспеть в каждом из них, нужно прикладывать огромное количество сил и тратить всё свободное время. Наверное, поэтому не преуспеваю ни в одном из них. Но люблю, пожалуй, одинаково сильно и музыку, и игры. Когда слушаю любимые песни или выкладываюсь за барабанами на сцене – это всё равно что вырвать победу у пяти соперников в Twilight Imperium в последнем раунде.
2) Отличная аналогия! О музыке, я надеюсь, когда-нибудь будет отдельный разговор. Сейчас давай поговорим о настольных играх. Слушай, а как вообще ты пришел в мир настолок?
Честно, не помню. Помню только, что началось это лет 7-8 назад. Как-то с друзьями сыграли в «Вампирский Манчкин». Игра зашла, и я стал собирать все «Манчкины» ещё в тех старых продолговатых коробках с каким-то непонятным картонным органайзером и кривым кубиком со скруглёнными углами. Эх, золотые были времена (смеется). Примерно в то же время мы с Наташей (прим. автора - супругой Ильи) приобрели «Клюэдо», «Активити», «Черную овцу», и дальше пошло-поехало.
3) А теперь, по прошествии стольких лет, когда ты из новичка вырос в матерого настольщика, в какую игру предложил бы сыграть человеку, который вообще в настолки ни разу не играл?
(Улыбается) На этот случай у меня есть козыри в рукавах – это бессменные «Каркассон» и «Билет на поезд». Отлично заходят «Кодовые имена» – эта игра раскачает даже самого «деревянного» и «непробиваемого» человека. Вообще, сейчас много игр, которые хорошо заходят у новичков, но вышеперечисленная классика – беспроигрышный вариант!
4) Приносит ли тебе удовольствие игра с новичками?
Приносит конечно, но с ними не всё так просто. Мне, как гейм-мастеру в клубе, неудобно выигрывать у неподготовленных игроков. Поэтому там я стараюсь с новичками не играть, а именно показывать игры и стравлять новичков друг другу (смеется). Самый плохой вариант, когда кто-то нехотя соглашается играть, и по факту не играет, а отбывает партию. Ты сидишь и думаешь: «Вот какого черта? Встань и уйди, если тебе неинтересно, и зачем ты вообще соглашался?» Незаинтересованность игрока всегда видна. Но в открытую ему об этом не скажешь, чтобы не обидеть. И вот приходится на каждом ходу этого ватника втягивать, всё ему пояснять, разжевывать. Иногда по нескольку раз одно и то же, даже элементарные действия. Но удовольствие именно от своей партии и участия я всё равно получаю.
5) Перейдем непосредственно к играм. Начиная с какой суммы, игра для тебя психологически становится финансово дорогой?
Помню, когда появился первый «Зомбицид» на русском, он стоил то ли 3000, то ли 4000 рублей, и сразу возникал вопрос – такие огромные деньжищи за картон?! Великая «Игра престолов» в то время стоила 2500 рублей, и это уже считалось недешево. Сегодня 2500-3000 рублей – обычная цена для хорошей игры. Пожалуй, остановлюсь на отметке 4500-5000 руб. Для меня это уже дорого, и я начинаю взвешивать все ЗА и ПРОТИВ покупки.
6) Есть ли такая игра, которую очень хотел бы в коллекцию, но денег на неё жалко?
Такой игры нет. Если бы у меня были, грубо говоря, неограниченные финансы, я бы покупал все.
7) А в твоей коллекции есть такие игры, которые живут только в качестве пылесборников, но избавляться от них жалко?
(Смеётся) Вообще целая куча! Вот этого добра навалом. Но жалко, да. Вообще мы тут с Наташей психанули и подсчитали, во сколько игр мы играем хоть с какой-то периодичностью, и оказалось очень мало. В целом, наименований на BGG (прим. автора - сайт boardgamegeek.com) больше трехсот. Из этого числа всякие промки и допки занимают больше ста позиций, следовательно, уникальных наименований в моей коллекции всего лишь около двухсот. И даже среди них много игр, от которых вполне можно избавиться. Из всей коллекции мы регулярно играем штук в пятьдесят игр, а то и меньше. Как, пример, «Age Of Empires III». Вряд ли когда-то в нее будут играть. Но вот куда ее денешь? Продавать не хочется, ведь какую-то ценность она все же имеет, а с другой стороны, на фиг не нужна. Просто жалко. Это вот такая человеческая черта – привязанность к неодушевленным вещам, и от этой «хомячковости» тяжело избавиться.
8) Самая желанная к покупке игра на данный момент?
Вот прямо на данный момент – «Brass». Обе коробки. Ланкашир и Бирмингем.
9) Игра – разочарование прошлого года?
Пусть будет Blood Rage.
Почему?
Да на самом деле, он всегда был разочарованием и непонятной фигнёй. Просто осознание пришло именно после локализации, когда я сыграл в нее ещё несколько раз.
10) Насчет локализаций. Какую ждешь больше всего в этом году?
Twilight Imperium 4 издание – очень вероятно, что буду брать.
11) Твоя любимая соло-игра?
«Серп». Точнее даже, сама механика Автома весьма интересна в играх «Стоунмайергеймс». Хочу поскорее опробовать её в «Виноделии».
12) Твоя любимая дуэльная игра?
Battlelore 2-ая редакция. Очень нравится. Но я почти в нее не играю, потому что не с кем (смеется). Такой идиотизм вообще – скупил все дополнения, и теперь чахну над этим златом.
13) Любимый цвет, за который ты играешь в играх?
Одно время играл в «Каркассон» и «Билет на поезд» черным цветом. Считал, что он помогает мне выигрывать. Но со временем избавился от этой мысли, перестал придавать цветам какую-либо значимость и готов играть любым цветом, мне не принципиально. Но вообще, мне интересно пробовать необычные, редкие цвета. Оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый… Белый цвет, кстати, нестандартный для настолок. Почему-то. А в игре «Микромир» цвета весьма необычные для игроков – приятных пастельных оттенков.
14) Отвлекают ли тебя во время игры разные посторонние шумы – телевизор, музыка, людской шум, посторонние беседы за столом и т.д.?
Да, безусловно. Я люблю сосредотачиваться в играх. Это, кстати, относится и к моей деятельности, творчеству и блогу. Когда пишу сценарии, статьи или играю в настолки, я не люблю посторонние шумы. Однако в некоторых компаниях всё наоборот, и приходится привыкать.
15) Длительность партии для тебя важный фактор или нет?
Нет. Лично мне нравится проводить время за настолкой, пусть она будет по времени длиться хоть 6-8 часов подряд. Могу сыграть в «Twilight Imperium» или в «Сквозь века» и тут же еще во что-нибудь стратегичное.
16) Задам такой, узкоспециализированный вопрос: лучше ресурсы в руках или треки подсчета этих самых ресурсов?
От самой игры, конечно, зависит. Но в общем случае лучше ресурсы в руках. Всё-таки тактильные ощущения – важная составляющая в настольных играх. Кстати, в «Каверне» для двух игроков, кажется, как раз трек ресурсов? Мне это не очень понравилось. И раз уж затронули «Каверну» на двоих – если честно, не вижу смысла в этой игре. Разве что, в отсутствии громоздкости. Обычная «Каверна» отлично играется разным составом, в том числе и вдвоём. Я вообще не притязателен к оптимальному количеству игроков в настолках – раз помечено, что можно играть вдвоём, значит, так оно и есть. Конечно, есть отличные именно дуэльные игры – «Пэчворк» или «7 чудес: дуэль» – они прям огонь!
17) Испытываешь досаду от поражений?
Вот говорю себе постоянно: «Илюха, проиграл – сделай выводы, забей и в следующий раз сыграешь лучше. Не надо зацикливаться на поражениях». Но часто бывает обидно. Особенно, когда играешь в какую-нибудь военную или космическую масштабную стратегию – очень хочешь победить, но проигрываешь. Вот тут вообще обидно, тут ничего не скажешь. Или вот ещё – играли в «Микромир». Саша (друг Ильи) всю игру отставал по очкам от меня. Когда подошли к финальному подсчёту, первое место заняла Наташа, и я уже готов был принять мысль о втором месте. Но тут Сашка догоняет меня по очкам. Мы смотрим тайбрекер (разрешитель ничьей), и оказывается, что он опередил меня по количеству карт, а я спустился на третье место. Одно из самых обидных поражений, пусть и за второе место.
18) А если побеждаешь? Победа в партии для тебя главное или просто приятный бонус?
Скорее приятный бонус. Но вот как раз в масштабных стратегиях победа важна.
19) Есть ли такая настольная игра, которая для тебя идеальна?
Нет. Считаю, что идеальных игр не существует и быть их не может. Если подходить к ответу на вопрос объективно, то давай возьмем пример с моей самой любимой игрой – «Пандемия Наследие: первый сезон». Что делает её не идеальной?
Во-первых, одноразовость (я уже смирился с этим понятием). В игре ты рвешь карточки, клеишь наклейки. Грубо говоря, сыграл – выбрасывай.
Во-вторых, по большому счету, это та же обычная Пандемия, просто к ней прикручены интересные события и необычная механика – и всё, пожалуй. Из-за этих факторов, собственно, и цена выходит всё же завышенной.
Или взять другую мою любимую игру – «Маленький Мир».
Должен признать, что там делаешь одни и те же действия из раунда в раунд. То есть собрал армию, захватил регионы, получил монеты. И так все 8-10 раундов. И в каждом одно и то же. Игра далеко не идеальна, просто именно мне она очень нравится. Из-за разнообразия рас, фана, натравливания оппонентов друг на друга. Очень забавно наблюдать за реакцией и решением соперника, который собрался атаковать тебя, а ты ему говоришь: «Да почему меня-то? Вон – условный Вася собрал 18 монет за прошлый раунд!» Главное – умолчать про то, что ты собираешь каждый раунд по 11 монет (смеется). Объективно идеальных игр не существует. В любой игре, какой бы совершенной она не казалась, есть изъяны.
20) Как бы в продолжение вопроса – как тебе «Глумхэвен»?
И он тоже не идеален. Пока сыграли три сценария, очень мало, но мнение потихоньку вырисовывается. У игры много плюсов. Интересные механики, планирование хода, высокая сложность, вроде, интересный сюжет вырисовывается. Но тут ты понимаешь, что они просто другие и немного отличаются от того, что уже есть в других играх, вот и всё. В остальных играх есть такие же события, разветвления по сценариям, но в другом исполнении. Мы сыграли эти три сценария и делали все ровно одно – прошли от точки А до точки Б, как любят говорить, и замочили всех, кто был на пути. А в игре 70 сценариев в одной сюжетной ветке! И если во всех одно и то же – пришел, замочил, ушёл, то это мрак. Но нужно понимать, что это особенность игр такого жанра – данжен-кроулер, и я с этим смирился. Хотя в «Descent», например, около 12 сценариев – точно уже не помню, и бывают разные задания и цели. Правда, в нём ещё есть Темный лорд – игрок, который управляет монстрами и противостоит героям.
Рано делать выводы, надо играть дальше, но пока – ничего выдающегося.
21) У многих восторженные впечатления от «Серпа», но и у многих примерно столько же негатива к этой игре. Как по-твоему – почему?
Потому что он неоднозначный. Непривычный, нестандартный. Везде какой-то не такой. Плюс, свою роль в формировани впечатлений от «Серпа» сыграл хайп, который многих раздражает.
22) Почему относительно мало игр на спортивную тематику?
Я думаю, из-за того, что сложно прикрутить соответствующую механику к тематике.
23) Многие настольщики недолюбливают в целом жанр «кооперативные игры». В чем минус данного жанра игр или это проблема самих игроков?
Однозначно проблема самих игроков. Люди не умеют в них играть. Проблема в том, что часто игрокам пофигу на игровой процесс. Они отвлекаются, занимаются посторонними вещами. Мешает и незнание правил, конечно, хотя я, например, стараюсь их объяснить максимально понятно. Зачастую правила хорошо знает лишь один игрок – владелец коробки. Отсутствует обсуждение игровых моментов, ситуаций, нет вовлеченности в процесс. Из-за этого игра проседает, но по вине самих игроков.
Вот говорят – есть альфа-игрок, который берёт на себя управление ситуацией. И опять же – скорее всего, это тот, кто хорошо знает правила. Он понимает, что нужно сделать сейчас, чтобы победить, и в такой ситуации, естественно раздает советы. Да пусть даже указания – если какие-то действия необходимы для победы, почему их не сделать?
24) Как ты относишься к тому, что сейчас основной вектор развития индустрии настольных игр направлен в сторону минек и красивостей в ущерб механикам и проработанности?
Ой, для меня это болезненная тема, на самом деле. Началось с того, что я купил «Blood Rage», в котором, как говорил, окончательно разочаровался. «Крестный отец» тоже не оправдал себя по стоимости. И все из-за присутствия минек. Считаю, что они там не нужны и только увеличивают ценник. Компании «CMON» я вообще объявляю личный бойкот – хватит заниматься «минькофапством». Миниатюры в игре все-таки должны быть к месту – есть игры, где миньки 100% оправданы.
Например, ранее упомянутый «Descent». Это такая ролевая приключенческая игра, где фигурками действительно управляешь, и у тебя по карте ходят монстры и герои. От их положения зависит, куда они пойдут, куда они смотрят, куда они будут бить, сколько места они занимают на карте – всё это очень важно в подобных играх.
А вот, например, в относительно свежих «Blood Rage» и «Крёстном отце» миньки не оправданы вообще. В общем, отношение в последнее время сменилось на отрицательное.
Об издательствах, качестве игр и о поддержке.
25) Перейдем к обсуждению издательств. Твое любимое отечественное издательство?
А знаешь… я назову «Hobby World». Почему? Да потому что они делали и делают для нашего хобби больше, чем все остальные. Конечно, у них не всегда все хорошо получалось. Статистически, большие объемы привносят и больший процент косяков. Но они являются тем самым локомотивом, который двигает индустрию настолок и наше хобби вперед. К тому же, они локализуют не только всяких «Манчкинов» и прочую шелупонь, но и хорошие гиковские игры.
Вот взять «Лавку игр», «Крауд геймс», «Фабрику игр», «GaGa Games». Они все печатают подавляющее большинство игр за границей. Допустим, «Лавка игр» напечатает «Виноделие»: выйдет определённый тираж, часть уйдет по предзаказам, остальное распродадут – и что они будут делать дальше? Пока непонятно.
Тут о «Крауд Геймс» ради справедливости надо сказать, что они повторили тираж нескольких игр. «Мертвый сезон» они повторяли, «О мышах и тайнах». Эти игры они ввозили в Россию снова и снова. Но пока это частности.
Все-таки Hobby World, потому что они здесь на месте всё печатают и издают в больших объемах. Также развиваются и технически. Завезли новые станки, оборудование, модернизируют собственный (!) завод. Уже готовятся печатать игры за рубеж. К примеру, третье издание «Ярости Дракулы» в Европу, за исключением англоязычных копий, будет поставлять наша компания.
А взять вот ещё «Стиль жизни». Да, у них металлические коробочки и карты под лён, но кто-нибудь задумывался, что у них, например, филлеры раза в два дороже, чем у «Hobby World»?
Выбрал из уважения именно это издательство. За массовость, доступность и долгую историю.
26) Попутно вдогонку тогда вопрос. До недавнего времени в отечественном настольном сообществе сложилась некая тенденция ругать или в лучшем случае с подозрением относиться к качеству изготовления игр от «Hobby World». Как считаешь, это сложившийся стереотип и заблуждение, или все-таки с качеством действительно какие-то проблемы?
Были, но они работают, не стоят на месте, развиваются. И сейчас с уверенностью можно сказать, что качество растет, а в некоторых случаях даже обгоняет некоторые европейские проекты.
27) Нашим издательствам, занимающимся локализациями, ты бы сказал: «горшочек не вари» или все-таки «вари»?
Конечно, «вари». Пусть будет больше локализаций, переизданий, растет индустрия, конкуренция. Издательства начинают «тыкать палками» друг в друга, стараются бороться за покупателя, растет общее качество. Даже если не мы, задроты, будем покупать, есть же обычный человек с улицы, случайно зашедший в магазин и зацепившийся взглядом за какую-нибудь красочную и интересную игру на русском языке.
28) Чего не хватает в индустрии настольных игр в нашей стране?
Главное, чего не хватает – поддержки. Причём от всех подряд. От государства, бизнеса, издательств, игрового комьюнити и т.д. У нас вот в Екатеринбурге сейчас острая проблема с отсутствием специализированных клубов для настольных игр. На самом деле, везде много проблем, и поддержка настольщикам друг от друга очень необходима.
29) Как ты относишься к цифровым воплощениям настольных игр?
Скорее отрицательно.
30) Кстати, помимо настольных игр, играешь ли в компьютерные? И если да, то в какие?
Очень редко – GTA San Andreas, Kings Bounty.
31) А органайзеры – они действительны так нужны в играх, или необходимы только в играх с большим количеством компонентов?
Не во всех играх нужны. Где-то проще использовать зип-локи или не использовать ничего. За деревянными специально не гоняюсь. У меня их всего штуки две – три. От пластиковых органайзеров в некоторых играх вообще решил избавиться.
О творчестве, вдохновении и будущем настольных игр в нашей стране.
32) Поговорим непосредственно о тебе и о твоем творчестве. Илья, в отечественном настольном сообществе тебя знают как интересного видеоблогера с отличным чувством юмора. Если не секрет, какие у тебя дальнейшие планы в видеоблогинге? Каким в будущем ты видишь свой канал?
Я не теряю надежду вернуть новости с новой рубрикой, которая будет также выходить отдельно на канале. Продолжу снимать необычные обзоры. Благодаря Саше (он подарил вебку) появятся игровые стримы – уже подумываю над, скажем так, рпг-шоу прохождения Pathfinder. Вообще, эта идея зародилась после просмотра первой же серии Harmon Quest. Ещё на канале появятся как минимум три видео-интервью о мероприятиях.
33) Отличная новость! А сколько примерно времени уходит на один видеоролик?
Несколько дней – минимум два. Несколько часов уходит на написание сценария и придумывание шуток, а если ролик с новостями, то еще дополнительно несколько часов на поиск и редактирование различной информации по новостям. Еще несколько часов уходит на монтаж и другие технические нюансы. Если нужно найти реквизит, костюмы, актёров – прибавляй неделю!
34) Что больше нравится снимать? Летсплей, обзор или распаковку?
Обзор.
35) Откуда черпаешь вдохновение? Или тупо пашешь как бык не благодаря, а вопреки?
Благодаря творческому воображению, некоему озарению. Оно как вспышка. Щелк – и что-то придумывается. То, за что цепляется вся последовательность дальнейшего творческого процесса такого-то проекта. Приведу пример – эпизод из 6-го новостного выпуска, когда я выбрасывал настолки.
На это на все повлияло очень многое. Пазл эпизода сложился из многих кусочков. Начну с того, что, как я говорил ранее, я отрицательно отношусь к цифровым воплощениям настолок. Увидел объявление, что на платформе Tabletopia количество игр перевалило уже за 300, и не надо тратить 2000-3000 рублей на каждую коробку, а вместо этого платишь за цифру 200-300 рублей (а некоторые вообще бесплатны). И ты получаешь то же самое, только на экране. И не нужны шкафы и полки. И осознание этого породило мысль о том, что картонные настолки можно выбросить. И пошла цепочка. Раз их нужно выбросить, значит, их можно убрать с полок. Тут же следующая мысль – а почему бы их не убрать прямо в видеоролике? Тут же думаешь – а почему не снять то, как я выбрасываю игры на помойку – прямо в бак? Во время написания сценария приходит понимание того, что все это можно сделать последовательно. Что я объявил новость, тут же встаю, беру коробку и всё в неё складываю. Как я выхожу из комнаты, одеваюсь, спускаюсь по лестнице, вытаскиваю коробку на улицу, подхожу к мусорному баку и выбрасываю. Как добить зрителя? Сделать все это под грустную музыку! Тут же вспоминаешь, что в каком фильме или ролике видел уход персонажа «в закат» под затемнение экрана. Бам! Все эти мысли соединяешь в цепочку и реализуешь.
Вся идея как вспышка – все эти мысли и идеи в одно мгновение. Только успеваешь ловить. Потом снимаешь, накладываешь, обрезаешь, редактируешь и вот эпизод готов. А все из обычной новости о том, что на Tabletoplia есть куча настолок в цифровом виде.
Я хочу сказать, что мне повезло с воображением. С тем, какое у меня чувство юмора. Потому что иначе я бы просто ничего этого не делал и навряд ли бы стал заниматься тем, чем сейчас занимаюсь.
36) Очень интересно. А не возникает ощущение усталости, апатии от деятельности в видеоблогинге и вообще желание всё бросить?
Конечно возникает. И много раз хотел бросить это дело. Но это творчество, и от него никуда не деться. В своем роде наркотик.
37) В прошлом году ты впервые участвовал в выездном настолкэмпе. Как впечатления? И вообще, как относишься к данному виду игротек?
Если бы жил ближе к столичным кэмпам и имел достаток, то посещал бы каждый подобное мероприятие. Это невероятное чувство, когда ты просыпаешься и понимаешь – сегодня тебя ждут только настолки до самой ночи. Новые, интересные, необычные, любимые. Плюс – общение и знакомство с потрясающими и уникальными людьми. Это… наверное, как рай.
38) Также в прошлом году ты впервые посетил Игрокон. Ты познакомился со многими настольщиками, блогерами, издателями. Привёз море положительных впечатлений. Но интересует другое. Что лично тебе на этом фестивале НЕ понравилось?
Мне не понравилось, что я мало поиграл (смеётся). Слушай, я уж не помню каких-то отрицательных впечатлений. По прошествии нескольких месяцев в памяти и сердце осталось лишь хорошее.
39) Одно время ты работал продавцом в магазинах настольных игр. Какого это, объединять хобби с работой? Не было "переедания" настолками?
Нет – наоборот. Я узнал много новых игр и нашёл новых друзей. Тебя, например.
40) И последний вопрос. Твоё видение будущего развития отечественной индустрии настольных игр. Какое оно?
Будет появляться всё больше авторов, они будут придумывать всё более интересные настолки и скоро ворвутся на запад. Уже врываются. Будут появляться и модернизироваться заводы по производству настольных игр. Главное нам – настольщикам – больше поддерживать друг друга. Я вообще за Российскую настольную индустрию. Все меньше закупаю игры из-за рубежа, тем более с таким количеством локализаций как сейчас. Всячески стараюсь поддерживать отечественных авторов, издательств. Я верю, что российские игры будут в топах BGG и на прилавках магазинов.
На этой оптимистичной ноте и закончим. Спасибо, Илья, за интересную беседу.
Спасибо тебе. Ты заставил задуматься о многих интересных вещах, которые долгое время томились где-то в подсознании – интересное интервью! (улыбается)
Вот такое получилось спонтанно-импровизированное интервью. Уже под самый конец разговора, у нас обоих появилось ощущение что неплохо было бы всё это запись в видео. Надеюсь в скором времени мы снова соберемся и еще поговорим о настольных играх, хобби, увлечениях.
А пока, пока! До новых встреч на просторах Тесеры.
Какая огромная коллекция! Я вот в свое время сказала ДА Зомбициду и не жалею. Но ваш размах однозначно впечатляет!
Спасибо за интервью, было интересно почитать!
Жаль, что не было вопросов про QB в Екатеринбурге, а то Илья стал к сожалению там редко появляться.
Очень любопытно, заглохло ли это направление или можно снова будет ходить к Илье на шикарные эвенты.
Сейчас обсуждаем возможность проведения больших игротек по воскресеньям.
Очень интересное интервью! Большое спасибо и Сергею, и Илье!
Во многом согласен с Ильёй, и в отрицательном отношении к миниатюрам, и в положительном отношении к Hobby World.
Только почему это интервью в дневниках? Его в статьи надо выкладывать!
Кто-нибудь объяснит как решается вопрос - текст попадает в дневники или в статью? Нужно жать какую-то кнопку или всё решают "связи"?
Всё решает IQ человека. ЛЮБОЙ на Тесере может написать как статью, так и дневники.
Только вот у статьи премодерация есть. Так что если хочет человек написать что-то, за что забанят на века, но пока спит админ - увидят десятки тесеровцев, надо в дневники.
я изначально и хотел через статью, но столкнувшись с техническими трудностями на сайте и не вытерпев ожидания модерации от администратора, не сдержался и выложил через дневник. Еще хочу добавить. С этих пор не буду ни одной строчки писать на тесере (кроме комментов) до тех пор пока сайт нормально не заработает. Никаких нервов уже не хватает. Я человек не пьющий, но когда наконец-то появится обновленный сайт, я тут же пойду, куплю бутылку шампанского и весь его до дна осушу за здоровье тех кто сделает Тесеру 2.0
Очень хорошее интервью с интересным и позитивным человеком! Нравятся выпуски новостей OMG, не все и не всегда, но в целом, классно! Не пойму, чего накинулись на Илью за высказывание о «МХ»?
Автору спасибо, а Илье дальнейших успехов!
Спасибо на добром слове!
Ну как вы понимаете блоггерам по должности должен нравится МХ, иначе у блоггера могут появиться разные проблемы в сфере профессиональной деятельности.
Нет) просто когда глубже проникаешь в эту сферу, начинаешь понимать, что у каждого свои причины, сложности, косяки и достижения. Уважать и поддерживать нужно всех, иначе развития индустрии не будет.
Сейчас после открытия завода контроль над качеством и сроками производства возрастет.
Конечно, они молодцы, что и рабочие места создали.
Проект Гайа порадовал. Сейчас самый частый гость на столе.
Илья не только весёлый, но еще и мудрый)
Согласен. Меня тоже Проект Гайя приятно удивил. Отличное качество локализации отличной игры.
Я не блоггер, но полностью поддерживаю все сказанное об МХ. Пока что они - локомотив, и надеюсь, конкуренция с другими локализаторами будет еще способствовать развитию компании.