Оценка пользователей
8.8586
Оценить:
-

Pax Renaissance – играть или не играть

 

Pax Renaissance – играть или не играть

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №1
 

Pax Renaissance – в эту игру впервые мы сели поиграть, когда она только приехала с кика. Правила прочел счастливый обладатель, а остальные трое – нет. У нас традиция такая, думаю весьма распространенная – кто игру принес, тот и правила рассказал. Обычно это работает, но не теперь. Лично я никак не ожидал в то ясное утро, что новая игра окажется НАСТОЛЬКО комплексной. Вообще мы сложных игр не боимся – и еврухи, и варгеймы, и всё-всё у нас бывает. Но Ренессанс, да еще и на английском (язык я понимаю, но это все равно дополнительный барьер) был настоящим испытанием.

                                                                            

Да и просто настроение было не то, наверное. Не готов был мозг к такому плавлению. Непонятно было ничего, памятка решительно не помогала. Доиграли как-то… Кто-то худо-бедно разыграл победное условие… Решили, что да, где-то там зашито много игры, много возможностей, но это СЛИШКОМ. Мы собираемся, чтобы кайф получать, а не страдать. В общем, забыли Ренессанс как страшный сон.

                                                                            

Был весьма удивлен, когда Крауды объявили о том, что выпустят русскую версию. Вот это вот в массы?? Не менее был удивлен, что народ побежал вписываться в предзаказ. Куда вы, безумцы? Вы не знаете, на что обрекаете себя и своих сонастольщиков! Вы же, небось, таких правил в жизни не видели. Это даже не Пакс Памир! Но люди рвали на себе одежду и кричали, что хотят коробку Ренессанса... Некоторых я даже почти отговаривал, некоторым заранее сочувствовал. Читая редкие отзывы о том, что эта настолка кому-то понравилась, я пытался представить себе этих людей. Что ими двигало, как они вообще нашли в себе силы на это? Есть ли у них семьи и где жить?

                                                                            

Время шло, интерес мой приблизился к эпохе, описываемой в игре. И просто как-то потянуло на комплексные игры такого плана. Я помнил свое ощущение – в этом Паксе много чего есть, стоит только напрячься с правилами. Я решил, что нужно попробовать еще раз. Созрел, был готов работать. Вписался в предзаказ и даже купил себе оригинальную версию, чтобы не ждать «новостей с колес». Посмотрел видео-правила, почитал буклет, разложил дома, сыграл сколько-то ходов. Да, правила не переставали удивлять своей суровостью, но картинка вырисовывалась.

                                                                            

А потом мы собрались сыграть втроем… И что вы думаете? Это было круто! Это было потрясно, Джованни.

                                                                            

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №2
 

                                                                            

Что за история вообще

                                                                            

Стоит рассказать тем, кто еще не прикоснулся к этой коробке, в чем вся штука и о чем крики по поводу порогов вхождения на уровне подбородка.

                                                                            

Это игра на карточном движке. Мы покупаем карты с рынка и разыгрываем их, меняя что-то на игровом поле. Игровое поле – карта Европы. Условно говоря, шестнадцатый век или чуть ранее – курс на Ренессанс, культурное и всяческое другое возрождение европейских держав. В игре присутствуют три противоборствующие силы – католики, мусульмане и протестанты. Мы не играем за кого-то конкретного (чем так завораживают Паксовые игры) а стараемся извлечь выгоды из всего происходящего. Может мы приведем феодалов к победе, а может какую-то из религий, а может сосредоточимся на собственных концессиях, не обращая внимание на мировые потрясения.

                                                                            

Путь к Ренессансу

                                                                            

Вся сложность в том, что в игре мы можем совершить до 20 (плюс-минус, не хочу пересчитывать) различных действий. Есть мгновенные эффекты, есть такие, которые срабатывают позже. Говорят, что игра языконезависимая. Ну, в каком-то смысле да. Только вот перед тем как играть в нее языконезависимо, вам придется выучить, как работает каждое из действий. Инфографики на картах нет. Выучить, товарищи реформаторы. Подсматривать в подсказку – это не то. Нужно уложить в голове все акции и реакции, иначе вы пропустите свою победу.

                                                                            

Победных раскладов здесь пять. Пять различных условий победы, мессер Карл. У игры полностью своя логика. На этапе знакомства с правилами, картинка не вырисовывается вообще. Тьма действий, тьма последствий, а тебе прямо сейчас нужно купить какую-то карту с рынка, прямо сейчас нужно следить за действиями оппонентов, нужно хотя бы как-то представлять себе, какое победное условие ты хочешь/можешь выполнить.

                                                                            

Мне попадалось утверждение, что объяснить эту игру можно за 30-40 минут. Возможно, человек имел в виду, что РАССКАЗАТЬ правила можно за 40 минут – тут охотно верю. Но вот после этого рассказа, пускай и детального, сыграть вы все равно нормально не сможете. Это будут неловкие дебюты с постоянным нервным мониторингом памятки и правил. Пожалуй, при вдумчивой игре, только к партии третьей-четвертой, начинаешь понимать, как работает система игры и заучиваешь возможные действия. Например, я в последний раз просто забыл, что можно забрать монарха с трона голосованием. У меня была карта, которая позволяла это сделать, и тогда бы я забил шайбу в ворота феодальной победы. Вспомнил я об этом слишком поздно…

                                                                            

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №3
 

                                                                            

Замечания на полях

                                                                            

Расклады на поле – борьба католиков и протестантов, экспансии исламского мира, пираты, священники, монархи. Ммм!

                                                                            

Кстати, с пиратами противоречиво – я по ним не специалист, но мне кажется, что они организовывались не по вероисповеданию, а скорее по приверженности к определенной державе или вообще, как независимые преступные группировки. Здесь у нас есть пираты-мусульмане, пираты-католики и пираты-протестанты. Забавно.

                                                                            

Озадачивает, что византийская локация находится выше Константинополя. Видимо, имеются в виду остатки влияния павшей Империи в крымских землях – княжество Феодоро и так далее. В игре нет православных – видимо, чтобы не перегружать, ведь речь, все же, о Европе.

                                                                            

Планшетка Медичи – на картинке у нас Козимо Медичи, а подпись выше – Джованни Медичи. Не понимаю, почему так сделано. Может быть идея состоит в том, чтобы обозначить основателя банка. Тогда да, это Джованни ди Биччи де Медичи. Но дело в том, что его портрет тоже имеется, почему не поместили его на планшетку? По сути, только на планшете Фуггера изображен он сам. На двух других, насколько я понимаю, красуются какие-то наследники домов. Возможно, подобные ошибки/странные решения есть и на игровых картах. Но, всё вышеперечисленное никак на портит саму игру, вовсе не портит.

                                                                            

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №4
 

                                                                            

Настольное Возрождение

                                                                            

Пак Ренессанс – это взрослая, очень интересная и самобытная стратегия. Здесь и женить монарха можно, и переворот устроить, и государственную религию сменить, и в крестовый поход (поздновато, но можно) прогуляться – всё это делается вашими загребущими ручонками. Смотреть на то, как изменяется ситуация на поле и прокручивать в голове, как оно было в истории, представлять это копошение наций и формаций, которое вы устраиваете – диво дивное. Это не просто игра, это исторический аттракцион. В этой не самой большой коробке зашит целый мир и сотня возможностей.

                                                                            

Но, чтобы в это сыграть, вам нужно вложить силы в изучение правил. Иначе никак. Это плата за проход на карнавал. И это не всегда охота делать. Не каждого настольщика можно упросить почитать правила перед партией. Приду – расскажешь. Да и не каждому понравится Пакс, я уверен. Магнитом здесь служит тема и богатство ее представления, а во вторую очередь – самобытные механики. Если интереса к теме нет, тогда и в механики вряд ли захочется вникать. Более того, не зная, чего там творилось в Европах, вам будет куда сложнее понять саму логику этой настолки.

                                                                            

Что-то планировать заранее в Ренессансе почти невозможно. Играть нужно от ситуации. Например, хотите вы устроить полный католицизм всем, а на рынке почти нет карт с войсками-католиками. Ну и всё, придется, по крайней мере временно, переключиться на другие задачи. Игра совсем не евро, но и не амери, и не ареаконтрол, хотя небольшие щепотки того и этого здесь присутствуют. Это многослойная работа с картами и полем, где есть место всему. При этом, баланс ощущается, и нам ни разу не встретилось какой-нибудь поломанной карты, ни разу никто не улетел вперед, схватив удачу за хвост. Все ваши победы и промахи – на вас.

                                                                            

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №5
 

                                                                            

О положительном

                                                                            

Если вы прорветесь через правила, тогда игра вас очень порадует и удивит. И, вполне возможно, без шуток, станет одной из самых любимых. Я уже ощущаю эту любовь и точно хочу играть в Пакс Ренессанс еще. Мое первое впечатление не было обманчивым - начинать здесь сложно. Если нет желания напрягаться – отложите это знакомство, иначе рискуете испортить впечатление.

                                                                            

Кстати, игра не сильно долгая. Несмотря на то, что масштабы событий здесь гигантские, партия на троих у нас заняла в пределах двух часов. Дольше – если вчитываться в художественный текст на картах и обсуждать его. Если не вчитываться и с опытом – можно играть быстрее. Это большой плюс, я считаю, когда игра длится сравнительно недолго, а удовлетворение и букет впечатлений у тебя на всю неделю. Будто бы сыграл в большой варгейм, вроде Virgin Queen, а по времени – как в какой-нибудь Блад Рейдж. Думаю, любители исторических варгеймов согласятся – нечасто людей соберешь на игру, длящуюся 10 часов. А тут вам и история, и событий пачка, и решений, и последствий, а можно собраться и вечерком, без геройства.

                                                                            

В игре есть соло-режим, я его обязательно испробую. Можно играть вдвоем и до четырех игроков. Втроем игралось отлично. Чем больше оппонентов, тем сложнее уследить за всеми – кто там на что копит карты. Даунтайм возможен, но вы вполне можете размышлять над своим новым действием, пока ходят другие, здесь это удается. С масштабируемостью – всё хорошо. Взаимодействия с другими – много, очень много.

                                                                            

Визуально Ренессанс – безупречен. Красивые шахматные фигурки, приятное поле, карты. Всё эстетично, красиво и атмосферно. Вроде бы и абстрактно, но подключи чуть фантазии, и кони превращаются в рыцарей, ладьи – в замки и так далее.

                                                                            

С реиграбильностью, на мой взгляд, здесь всё отлично. Каждый раз события будут развиваться по-новому, в партии никогда не участвует вся колода Востока или Запада. Грядущий промо-набор должен дать какую-то слегка новую стартовую раскладку, что приятно.

                                                                            

И это целая энциклопедия маленьких справок о личностях и событиях того давнего времени. Зацепиться за какую-то из них и открыть для себя целую бездну новых знаний – запросто. И это огромный плюс данного развлечения.

                                                                            

Pax Renaissance – играть или не играть, изображение №6
 

                                                                            

Заключение

                                                                            

Игра точно идет в топ этого года, а возможно и следующих лет. Не знаю, надоедают ли такие шедевры в принципе. Она, как и Пакс Памир – событие и редкая птица в мире настольных игр. Она может не понравиться, на нее не всем захочется тратить силы, но, думаю, любой вдумчивый игрок заметит, что это что-то особенное и интересное.

                                                                            

Мораль истории и в том, что некоторым играм нужно давать второй шанс. Даже так – многие настолки на рынке предполагают, что в них будут играть не единожды, что игра будет раскрываться постепенно. Но нынче игр вылетает на прилавок столько, что не успеваешь всё попробовать хотя бы раз. А если этот первый раз оказывается не таким вкусным, то к игре просто не станешь возвращаться, ведь ждет гора других.

                                                                            

В этом смысле Пакс недружелюбен. Он говорит – месье, вы либо всерьез со мной работайте, либо вообще не подходите. Щупать эту игру набегу – бессмысленно. Это не та игра, которую вы хотите понести к кому-нибудь на праздник, чтобы всех развлечь под газировку, и не та игра, в которую надеетесь играть с женой по вечерам, вместо Каркассона. Это для эстетов и гурманов. Но, быть может, вы с женой гурманы и эстеты, просто еще не знаете об этом. Пакс Памир, судя по всему, в нашем отечестве нашел немало почитателей, в том числе и среди не самых гиковых гиков. Может быть и Ренессанс обретет свою заслуженную фан-базу в России. Присмотреться к этому чуду, оно того стоит.

                                                                            

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
goodman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Виктор, ты же сам продаешь игру тут на тесере и пишешь, что она языконезависимая)
А в статье прям пишешь обратное

MacTire написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Разве? Вроде нет обратного, просто поясняется, что в любом случае нужно прочитать правила и запомнить иконографику (запоминается, кстати, весьма быстро, в памятку лезть уже после 5 партий не нужно было). А то, что правила описаны словами - так то (почти?) в любой языконезависимой игре.

goodman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

На 99% языконезависимый Азул или какие-нить там 7 чудес)
А тут на картах миллион слов написан, так что назвать - это на 99% языконезависимой я никак не могу, да и сам Виктор в статье писал о сложностях с языком

PanzerSlng написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Из миллиона слов - 90 % художественный текст. Но на русском действительно приятнее играть - больше погружение, как раз за счет художественного текста.

goodman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Меня очень удивляет, что вы продолжаете спорить, художественный текст для вас какая-то шутка?)
Давайте играть в "эксель-таблицы" в голые механики, тогда. Пожалуй прекращу своё присутствие в этой ветке, всё что хотел сказать - уже сказано.

PanzerSlng написал 2 месяца назад: #

"художественный текст" для меня - это художественный текст - никакого эффекта для игрового процесса он не несет. Но для погружения в атмосферу он безусловно важен.

MacTire написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Тем не менее, художественный текст не делает игру языкозависимой. Совершенно не знающий языка человек, прочитав переведенные правила может спокойно играть в игру - это ведь и подразумевает "языконезависимость", об этом автор и говорил. Как верно отметил PanzerSlng, приятнее и удобнее играть на русском, но всё же. В 7 чудесах тоже есть названия карт, тоже есть памятки, но это так же не говорит о необходимости знать язык для игры.

MacTire написал 2 месяца назад: #

чуть промахнулся, это ответом goodman было

PanzerSlng написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Да. Согласен - чисто для игрового процесса достаточно символов на картах. Есть правда, еще немного карт с текстом меняющим игровые условия - его все же придется переводить.

PromNight написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

У многих карт есть уникальные эффекты, действия которых описаны текстом, а не символами.

PanzerSlng написал 2 месяца назад: #

Я о них и пишу: "Есть правда, еще немного карт с текстом меняющим игровые условия".
Не сказал бы, что их много - карт просто с символами явно больше. Но наверное при определенной раздаче на двоих может придти побольше. Ну и тексты там: пара строчек, уровня начальной школы.

Racerx написал 2 месяца назад: #

Имея под рукой правила и памятку на русском, и какой-нибудь яндекс-переводчик - всё будет хорошо и с английской версией. Переводчик для некоторых карт, где есть дополнительные эффекты (но там всё очень просто). В остальном игра реально не требует знаний английского, чтобы играть. Если хочется читать художественный текст на картах, а английского не знаешь - опять же, есть программы-переводчики в телефоне. И, честно говоря, во время партии редко доходит до занимательного чтения, не до того там))

c0wthulhu написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Поставил 10, потому что это крутая игра, и статья написано отлично. Правильно, что сюда перепостили, а то меня нет в вк.
Хардкорность ренессанса преувеличена, сейчас полно иных комплексных игр типа брасса, плотины и on mars, чтобы выделать ренессанс и ставить на первое место по хардкорности. И если уж ренессанс для гиков, ласерда тогда тоже для гиков, тот же он марс, к слову еще раз.

Racerx написал 3 месяца назад: #

Спасибо за прочтение) Ну, Плотина сложна в плане процесса самого, а у Ренессанса именно вход в процесс крайне затруднен собственной логикой игры. Ласерда тоже куда понятнее, просто в нем много всего, но всё интуитивно и/или наглядно, а тут ничего интуитивного, я бы сказал)

PanzerSlng написал 3 месяца назад: #

Из практики обучения: для начинающих играть в Ренессанс очень сложно отслеживать условия победы, которых несколько, пути их достижения разные и наступление, которых для начинающих часто совершенно неожиданно. А у Ласерды все таки идет накопление победных очков - это для большинства более понятно: делай ход, что бы выжать больше победных очков.

GenAcid написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

В ренессансе проблема в том, что в первой партии непонятно к чему приведет то или иное действие. Т.е. ты понимаешь что сыграв карту ты проведешь войну или восстание, но не понимаешь к чему это приведет и кому это будет выгодно.
Сами по себе правила довольно простые, проблема именно в понимании на какую кнопку жать чтоб оно поехало в нужную мне сторону. Или даже понимании какая сторона тебе нужна :)

Racerx написал 3 месяца назад: #

Да, сами по себе правила простые, но ничего не понятно) Парадокс) Но да, что-то такое там и есть)

Allein написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Сравнивать Паксы, Ласерду и Плотину с Брассом - как-то странно по мне) Брасс хоть и комплексный, но ни разу не харкдорный. Скорее уж Сквозь Века в пример подойдет.

Kopleman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

а что сложного в сквозь веках? фидлинга много, но сами по себе правила очень простые, ну и да игра завязана на знании карт лидеров, чудес и событий, но это не делает игру механический сложной и понятной.
З.Ы. Удивлен что Витя любит такие настолки))

Allein написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну там сложность не в правилах, а в понимании игрового процесса, особенно для тех, кто во всякие Цивилизации не играл. Понятно, что цель - набрать больше всех ПО, но слишком много вариантов набора этих самых ПО ставят порой в тупик. Распыляться на все - значит не преуспеть ни в чем, вкладываться только во что-то одно (типо только военку качать или здания) - тоже верный путь к поражению. Хотя конечно с Ренессансом несравнимо.

Надеюсь, что Крауды возьмут на локализацию High Frontier, тогда в ру-сообществе появится новый эталон хардкорности)

Kopleman написал 2 месяца назад: #

на бумаге так то оно так, но если вы например играете в первый раз с такими же игроками которые играют в первый раз вы этого не увидите скорее всего)

oaysur написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

А во что сыграть для знакомства с серией?

Priceless написал 3 месяца назад: #

На русском есть только Памир, можно с него и начать. Также есть цифровая версия на английском

Racerx написал 3 месяца назад: #

Это условная серия. Все PAXы очень разные. Я бы порекомендовал начать с Вампиров Маскарад Наследие) Они проще, но суть в них вполне Паксовая)

goodman написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Земеля лови 10-ку)не жалко, сам жду предзаказа

Racerx написал 4 месяца назад: #

Ок))

r8t написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Витя, отличная статья! Прочитал с удовольствием. Надо пробовать. Сложность правил не проблема. Возникали неоднозначности, или всё чётко?

Racerx написал 4 месяца назад: #

Всё чётко)