Прошло 5 лет с момента публикации моей предыдущей статьи описывающей дополнения к Войнам Ктулху, начинаются новые предзаказы, а значит, “stars are right”, чтобы мне написать продолжение после >40 партий в оффлайн и онлайн и ~ 20 партий соло (!). Да, соло. Как это делать - в статье.

Перечитывая свою старую статью вижу, что она удачно отобразила реальное положение дел по содержанию дополнений, но не всегда по их интересности и необходимости. Писал я её на основе информации, полученной из интернета. В этой статье я бы не хотел повторяться. Те дополнения, которые сместились в моём рейтинге будут снабжены тут примечаниями. За основной информацией по ранее разобранным допам направляю читателя к моей старой статье. https://tesera.ru/user/SiberianStanley/journal/1079191/ Также я не стремлюсь сделать полный и всеобъемлющий гайд по дополнениям, так как это займёт слишком много времени у меня и у читателей. (по факту, почти сделал… Отсутствует несколько эксклюзивов кикстартера и нейтралов) Моей задачей я вижу помочь всем заинтересованным сделать более осознанный выбор на основе информации, которую я получил, когда выбирал дополнения во время 4й кампании на кикстартере, ранжировав их в порядке фановости/необходимости.
Перед тем, как мы начнём, несколько ремарок:
- Золотое правило подбора дополнений к ктулховозу: фракции-нейтралы-карты. Оно описывает как приоритет в покупке, так и объём. На каждые дополнительные 3 фракции,~ 2 дополнения с нейтралами и 1 карта. Даже если у вас не собирается кампания больше 4 человек. Примерно в таком порядке я буду описывать дополнения, но некоторые нейтралы будут выше некоторых фракций, а карты – выше некоторых нейтралов. Новые фракции и их сочетания здорово разнообразят геймплей, даже один нейтрал может перевернуть правила игры. В моей ячейке мы перешли к нейтралам партии на 20й. (но у меня есть все фракции, выпущенные до 4 кикстартера).
- Владельцы коробок! Советую перед каждой партией добавлять нейтралов в количестве = число игроков-1. Это избавит вас от долгих объяснений свойств каждого нейтрала, которые вас обязательно будут переспрашивать в процессе игры. «-1» нужен для создания дефицита.
- Список составлен на основе моего игрового опыта и/или изучения информации и видео о дополнениях. Некоторые дополнения были доступны только в tabletop симуляторе.
- Скупающим всё неофитам хочу напомнить, что как и многое в этом мире, дополнения к ВК подчиняются закону предельной полезности, когда каждое последующее купленное дополнение имеет мЕньшую полезность, чем предыдущая. Классная ли эта фракция? – да. Сколько раз она была на столе? -3 раза. Некоторые дополнения будут вскрыты и не играны. Совсем. Да, так бывает.
- Итак, первое место: Король умер жив! Да здравствует король! Виндволкер остаётся на 1 месте списка рекомендуемых мной дополнений. Всегда лежит поближе к базовой коробке. Нужна фракция для 5 игрока? Уже разобрались с механиками 4 базовых фракций и хотите добавить разнообразия в игровой процесс без лишних заморочек? Виндволкер! Описание – в предыдущей статье. Она действительно близкая к базовым фракциям, но при этом она вносит разнообразие и новые стратегии, постепенно набирая силу к концу партии.

- На втором месте у меня была самая безумная фракция на тот момент- «Ключ и Врата». Сейчас она даже не третья) Встречайте новичка – Демон Султан (Daemon Sultan). 3! 3!!!! Великих древних! (ВД), его врата могут контролировать только его безумные культисты (!), его гримуары настолько лютые, что они играют один раз за раунд и обновляются только в следующую фазу судьбы! И КАКИЕ это гримуары! Как вам возможность передвинуть свои врата в зону с чужими вратами, уничтожив тем самым часть экономики противника? Или, может быть, вас заинтересует возможность бесплатно выставлять своих монстров/культистов в зоне ВД Аватаром Антитезисом в количестве фракций, которые стоят с ним в одной зоне?! Шлифануть сверху получением энергии с каждого юнита, который стоит в зоне с ВД Аватаром Тезисом за каждую фракцию которая стоит с ним в одной зоне. Нрааааица?) Повторите любую из способностей гримуаров книжкой поглощения! В качестве компенсации, можете подарить одно из своих врат другому игроку, но не забудьте получить за это знак древних ;-) Дисбаланс? Поломано? Нет. Фракция начинает без юнитов и с 4 энергии, крутые аватары дороги в призыве (для каждого ВД нужна соответствующая личинка ВД), но если вы это преодолеете…Вас будут бояться все! Её сложно пилотировать, но это самая фановая, отличная фракция.

- Фракция «Вторжение» (Invasion). Да, Бафомет в чате и он сказал Йог-Сототу подвинуться. Тянет крип свою тень, которая функционирует как его стационарные врата. Ну…или вторые врата соперника если соперник отжал эту зону и построил там обычные врата…. Если тень уничтожена – фракция вторжения получает два ЗД. Когда значение на ритуале конца света (РКС) перешагнёт отметку 7, юниты противников, уничтоженные вами, снижают энергию противнику равную половине суммарно убитых юнитов. Если противник не может потерять столько энергии, - данное правило не применяется. А вы думали, отжать тень Бафомета так легко?) Ярость Бафомета страшна – она сконцентрирована в жетоне ярости и направлена на того, кто убил его юнита в битве. И если его атакует кто-то другой, предыдущий владелец отдаёт жетон новому несчастному, даруя +1 очко судьбы Бафомету. К несчастью, данная фракция не может участвовать в пиршестве РКС… Также, чтобы атаковать или захватить культиста в зоне с ВД, фракции придётся отдать 1 ПО. У всех свои недостатки… С горя Бафомет питается своими приспешниками. В фазу судьбы можно убрать 1 юнит в коробку до конца игры, чтобы получить ЗД (2 ЗД за 2 юнита, если открыты 6 гримуаров).Стоит ли идти на такие жертвы –вопрос стратегии, так как юнитов, способных кидать кубы у него очень мало и они дороги… Кроме игровых соображений, чтобы в настоящий момент играть в эту фракцию необходимо приобрести базу Planet Apocalypse, так как миниатюры она использует из неё… Но скоро будет ритейл с полноценной фракцией. Ничего из этого не смогло испортить моего впечатления от фракции. База PA уже давно закуплена.

- Фракция «Ключ и Врата» - ветеран моего предыдущего списка. Всё ещё хулиганская, с отвращающей концепцией преобразования культистов в бесформенное нечто. Всё ещё любим. Подробнее расписал в статье 2017 года.

- Где-то здесь надо бы призадуматься над приобретением высших культистов. Это дополнение не творит чудеса в плане разнообразия, если у вас только базовые фракции, но способность совершать действия, пожертвовав высшим после того, как у вас закончилась энергия – очень много за ту цену, которые они стоят.

- Фракция «Чо-Чо» + «Чо-Чо племена» (Tcho-Tcho tribes). Информация об этой фракции требует обновления. Дело в том, что сам по себе геймплей за стандартных Чо-Чо подразумевает сидение на 2, максимум 3 вратах с фармом знаков древних, что большинство игроков оценивает не очень высоко. У них мало юнитов, а их порабощённый древний Убо-Саттла медленно набирает силу к концу игры. Но! Нооооо…..Во время 4 кикстартера к этой фракции сделали мини-дополнение, которое, как задумано, делает их более боевыми. Дополнение представляет из себя 12 гримуаров, 3 из которых- стандартные, а остальные 9 – 3 набора по 3 гримуара разных племён. Племя Tsang – по сути, стандартные гримуары. Leng со своим гримуаром «Тёмные ритуалы» доит чужие фракции на 2 маны или 2 ПО по их выбору, если ваши высшие присты стоят на их стартовых зонах, «Вспышка» после битвы позволяет убить Убо-Сатллу до конца партии, получив по 1 ЗД за каждого убитого юнита в конфликте. (С любой из сторон), гримуар «Сюрприз» за 2 энергии меняет чужого аколита на вашего прото-шоггота. Sarkomand следует выбирать, когда у вас есть нейтральные юниты, ведь они специализируются на их призыве) «Судьбоносный день» может бесплатно разово призвать нейтрального ВД стоимостью 2 или 4, «безошибочный» позволяет получать по дополнительному ЗД за вражеские врата с которыми стоят ваши нанятые нейтральные древние, « союзы из иного мира» дают +1 кубик к нейтральным монстрам и террорам. Чо-Чо сильно подрос в топе от этого допа. Без него – он был бы ниже. Рядом… Врочем, давайте дойдём до них.

- «Ужасающий Азатот». Да, это не фракция. И я считаю, что этот нейтрал должен быть в первой половине списка покупок ведь он… вводит новый способ победы. С совершенно рандомной силой (перед битвой надо бросить 6-гранник, чтобы определить сколько кубов он будет бросать), он даёт фракции, которая участвовала в битве в зоне с ним 1 очко судьбы (ПО) или 1 энергию за каждую фигуру, которую она убивает или уничтожает в бою. Ему не обязательно участвовать в бою. А потратив 20 очков энергии можно выиграть игру, даже если у вас нет 6 гримуаров.

- Фракция кошек “Bubastis”. Скажу честно, в эту фракцию я не играл и не видел как в неё играют. Она точно не хуже всего того, что будет дальше по списку, но и не лучше первой пятёрки. Выделим им авансом это место) Примечательны тем, что добавляют в игру новую локацию – луну, которая также является их эксклюзивными вратами, на которые и с которых свободно передвигаться могут только они. Бастет, – новый подвид ВД- Старший Великий Древний, что даёт ей новый движок по получению ЗД, но отнимает возможность получать ЗД во время ритуала конца света. Гримуар «Catnapping» за 1 энергию похищает всех юнитов одной фракции из одной земной зоны к вам на луну. А юниты противника, возвращаясь отдают энергию затраченное на движение фракции кошек. «Allurophobia» даёт по одному очку судьбы за каждый тип кошек, которые соседствуют с вражескими юнитами, что в сумме может давать 4 ПО за кошек+1 за врата-луну! Также, если Бастет находится на вражеских вратах, - получите ЗД и 2 ЗД, если в зоне с ней есть чужой ВД. «Zagazig» меняет местами результат «боль» и «смерть» в битве с участием кошек с марса, что увеличивает вероятность выпадения результата смерть в два раза, так как на кубиках 2 грани с болью. Но будьте осторожны, так как оно также действует и на кубы противника! Гримуар «Predator» после битвы с участием кошек с урана, в котором погиб юнит противника, удаляет ещё 1 юнит этого же типа на карте. «Savagery» за 1 энергию увеличивает количество кубов, бросаемых кошками с сатурна до 4, а «Catabolism» позволяет земным кошкам нанимать монстров как если бы они были культистами (без необходимости врат). Подводя черту, хочется сказать, что это средняя по силе и по интересности фракция со своим движком на получение ЗД и ПО, которая доставляет всем мелкие неприятности. Это может быть как интересней, так и менее интересней чем я думаю. (Уточнение - в дополнении Something about cats другие скульпты и миниатюры из фракции использовать нельзя.) Далее - описание отдельного дополнения, которое отдельно не очень интересно: Asteroid Cat выбирает гримуар, который получает фракция, соседствующая с ней в одной зоне. Cat from Mercury меняет монстров в битве на ваших аколитов по вашему желанию, спасая тем самым дорогих монстров. Cat from Venus может после захвата культиста сразу получает 1 энергию и возвращает ещё владельцу. Когда погибает Cat from Neptune вы можете совершить ритуал конца света и если это конец трека, другие фракции не могут повторить ритуал как обычно. Cat from Jupiter ворует 1 ЗД у игрока если игрок которого вы выбрали совершает ритуал конца света. Кампания на кикстартере, которая проводилась по этой фракции, была приурочена к 1 апреля.

- Нейтральная фракция «Азатот». Итак, вы подобрали себе несколько фракций, бюджет кончается и хочется добавить нейтралов? Берите нейтральную фракцию Азатота. Это дополнение было выпущено одним из первых, в нём достаточное количество разнообразных нейтралов и гримуаров (!!!) в одной коробке. Просто добавьте их и вариативность взлетит. Подробно расписал их в старой статье.

- Фракция «Предтечи». В предыдущей статье описывалась как тёмная лошадка. По опыту игры с ней скажу, что она не оправдала надежд. Это всё ещё новая фракция, т.е. она вводит новые механики и разнообразие, только механики эти завязаны на дипломатии. Когда твой культист идёт и строит соборы там, где договоришься о проходе. Она даже выигрывала у нас, но только никто никогда не говорил о ней как о любимой или радовался, что она им выпала. Некоторые расстраиваются, когда она выпадала им во время случайной жеребьёвки. Есть мнение, что она слабая при отсутствии нейтралов в игре, так как у неё отсутствует ВД. Я это мнение не поддерживаю, просто имейте ввиду.

- Фракция «Спящий» Занимала 3 место в предыдущем списке, в этом она довольно сильно слетела. Всё дело в том, что геймплей, который выглядел интересно «на бумаге», сводится к отсиживанию и с момента призыва Тсатоггуа превращается в «я сплю», «пропускаю ход», «пропускаю ход», «пропускаю ход», «пропускаю». И вот когда все уже отходили и ты остался единственным с энергией, «только твои» 3 минуты конечно приближают тебя к победе, но ты не получаешь удовольствие как игрок, ты чувствуешь себя сторонним наблюдателем. Да, в опытной игровой ячейке выбрать спящего, - это как нарисовать себе фломастером большую цель на лбу, но если вы сидите на 2 вратах+ 1 врата на планшете, скорее всего, вы их удержите. Минимум, 2 врат останутся за вами. В общем, по моему опыту – иногда –стрессовая, иногда - скучная фракция.

- «Great old one pack 2» В монстрариуме дополнений к Войнам Ктулху, отдельное место в моём сердце занимают монстры, которые добавляют новые способы победы. Именно в этом паке живёт один такой. Паук Аттла-Нача плетёт пространственно- временную паутину. Призвав его за 6 единиц энергии, владелец получает не только бойца с 4 боевыми кубами, но и производителя высококачественного паучьего шелка. Потратив 1 энергию в зоне без жетона паутины, владелец паука оставляет жетон. Если таким образом расставлено 6 жетонов, удовлетворяется гримуар, который знаменует вашу мгновенную победу (даже без 6 гримуаров). Пикантность ситуации в том, что все остальные игроки будут иметь непосредственную заинтересованность в его скорейшей кончине, но при смерти паука, паутина не убирается, и победу может получить следующий, призвавший паука… Bokrug – бессмертный змеепёс, который кусает обидчика хозяина. Стоит 6 единиц энергии, если погибает в битве – переносится на карту влияния и возвращается в фазу судьбы в пустую зону. Чтобы выполнить условие гримуара надо… Всего-лишь отдать карту лояльности другому игроку, после чего в конце каждой дум фазы бедолага будет выбирать кто и как его будет ошкуривать. Выбранный жертвой противник может осуществить выбранный ею же метод экзекуции: либо уничтожить монстра или культиста, либо выбрать один из ЗД жертвы для сброса. «Отец Дагон» кидает 2 куба на суше, но 6 – в море, за 1 энергию вызывает цунами и смывает всех вражеских культистов в соседние водные зоны, а его гримуар убирает в фазу судьбы по одному аколиту для получения 6 единиц энергии. Ghatanothoa кидается кубами в количестве культистов противника и за 1 энергию муммифицирует всех культистов, стоящих с ним в одной зоне. До следующей фазы судьбы (ФЗ) они не могу ни двигаться, ни приносить энергию хозяину. Его гримуар делает эту способность пассивной и бесплатной. Представьте что будет, если эта тварь пройдётся по карте…

- «Primeval Earth Map». К этому моменту, вы уже подобрали себе несколько фракций и дополнений с нейтралами. Самое время поговорить о картах. На первое место среди карт я ставлю доисторическую карту. Ставлю по тем же причинам, по которым первое место в списке занимает фракция Виндволкера. Это карта, которая не имеет больших усложнений правил, но у которой есть интересный поворот, меняющий всё. Дело в том, что она поставляется с 13 фигурами ледников (как у ВВ). В первую фазу судьбы ледники ставятся на каждую начальную зону учавствующих в игре фракций, блокируя врата. Отныне и до конца игры, врата становятся не занятыми, что даёт по 1 энергии всем. Создаваемые врата в зоне с ледником тут же занимаются новым ледником и становятся нейтральными. В каждую последующую фазу судьбы первый игрок добавляет два новых ледника в зоны без них, отмеченные знаками ледника. В результате на карте становится всё меньше пригодных зон для выставления своих врат, при этом у всех много энергии за нейтральные врата… Что происходит при таком сочетании – догадаться не сложно. Эта карта – концентрат поножовщины в телефонной будке.

- «Yuggoth map». Могла быть первой в списке, но правила здесь чуть сложнее. Имеет 3 специфических локации: лабораторию, море слизи (хотя она считается сушей) и зелёную пирамиду. Игрок, контролирующий лабораторию, может совершать действие операций за 1 энергию – уничтожить до 4 своих культистов и заместить их равным количеством цилиндров с мозгами. Цилиндры размещаются там же, откуда вы забирали культистов, возвращая контроль за вратами, если ранее аколит занимал их. Цилиндры – новый вид культистов, лишённых действия передвижения, в остальном же – они также могут создавать и контролировать врата, приносить энергию. Также, к ним нельзя применять результат «боль» в битве. Захваченные цилиндры можно заменить цилиндрами захватившей их фракции. Верхний лимит - 4 штуки на фракцию. Фракция, которая контролирует врата на море слизи, могут призывать слизевиков (2 куба) за 0, если это первый выставленный юнит, и за 1 за каждого последующего. Любая фракция, захватившая врата в зоне начинает контролировать всех слизевиков на карте. Зелёная пирамида состоит из 2-4 зон, которые отмечены 2 типами знаков. Первый тип обозначает результаты броска куба на который просыпается Наблюдатель – монструозная сущность бродящая в катакомбах под пирамидой. Второй тип знаков заманивает игроков +1 энергией от врат, контролируемых в зоне этой пирамиды. В конце фазы судьбы бросается шестигранник и результат, совпавший со значком зоны на котором есть чьи-то врата пробуждает сущность с 12 кубами атаки! Каждый игрок, начиная с первого, по своему желанию будет двигать это отродье на соседнюю зону с чужими юнитами или перебрасывать его через всю карту при их отсутствии, тем самым атаковав их. Первые атаки – самые разрушительные, но с каждой атакой количество кубов уменьшается на 1. Когда сила наблюдателя становится равна 0 – он засыпает. Навряд ли вы захотите ставить там свои врата, но вы всё-равно встретитесь, когда кто-нибудь дойдёт до 12 по очкам на треке судьбы)

- Дополнение «Космические ужасы» - отличное дополнение с нейтралами, если вам нужно чуть больше разнообразия или если вы не хотите брать нейтральную фракцию Азатота. Стоит ниже в списке, потому что содержит всего 3 фигуры, чего не хватает для игры больше чем вчетвером. Подробнее расписаны в статье на тесере.

- Мини- дополнение «Бурый Дженкин». Если проводить аналогию с комплексным обедом, первые 15 пунктов были основным блюдом, этот и следующий пункт – зона «специй и приправ», которые вы можете добавить к основному блюду для яркости гастрономических красок. За 2 очка энергии и 2 очка судьбы вы получаете мерзко хихикающее существо с 0 боевыми кубами, который при нахождении с чужими вратами даёт в фазу набора энергии 2 энергии и по 1 энергии за каждого культиста оппонента в зоне. Но если его убили, вы обязаны его купить за 2 энергии. Маленькое, очень приятное дополнение, которое стоит(ил) меньше пустой коробки от фракции. Вы только посмотрите на него:

- Мини- дополнение «пророчица». Эта милая дама-культист ( а на самом деле, как мы знаем из рассказа «Тварь на пороге», - колдун, вселившийся в тело своей дочери) даёт игроку с самым старшим по рангу юнитом в зоне с ней потратить дополнительные 3 энергии в ФС за каждый ЗД. Стоит ли говорить, что её появление на поле меняет весь расклад. Все трутся в зоне с ней и воюют за её внимание.

- «Great old one Pack 1». Продолжая аналогию с обедом, переходим в зону десертов и компотов. Эти пункты я составляю с предположением, что у вас уже есть несколько фракций, несколько допов с нейтралами и 1-2 карты. С заполнением списка становится всё сложнее ранжировать дополнения. Здесь и далее ранговость будет выставлена менее строго. Какие-то карты или нейтралы покажутся вам достойными входить в первые 17 пунктов. «Great old one Pack 1» стоит на 2 месте среди дополнений Great old one #. Просел по сравнению со 2 паком из-за отсутствия нового способа победы, но имеет несколько фигур с движками на получение ЗД, что чуть скучнее. Aboth кидает кубы по количеству токенов грязи (filth tokens), который сам же и распространяет. Врата с такими токенами не приносят победные очки своим владельцам. Владелец этого ВД имеет иммунитет, что послужит хорошей оборонительной стратегией от желающих позариться на ваши врата. ВД Chaugnar Faugn добавляет 3 куба к битвам с вашими вратами, а его гримуар позволяет ВАМ выбирать ЗД, которые достанутся вам и вашим противникам при проведении ритуала. (жетоны достаются и раскладываются из мешка в открытую) Cthugha после битвы со своим участием позволяет не убивать 1 или более юнитов противника, получая за каждого по 1 ед. эн. Заполучив именной гримуар, такая манипуляция одаривает счастливого владельца знаками древних. Скажу прямо, я уже купил всё, что есть выше в этом списке, включая и это расширение, но меня уже не спасти… Mother Hydra выгоняет всех культистов из одной морской зоны на сушу за 1 ед.эн. Гримуар Зигота позволяет за 1 единицу выставить всех культистов из вашего пула на карту. Yig делает ваших культистов ядовитыми. Убитый(е) культист(ы) добавляет(ют) к вашему броску один результат «смерть». (Максимум 1)

- Дополнение «Masks of Nyarlathotep» относится к уникальному типу, где каждый юнит имеет отдельную стоимость для Ньярлатотепа и для всех остальных фракций. «Ньярлу» они обходятся дешевле, он получает дополнительные свойства, но за это другие фракции получают одноразовые бонусы. Девять тёмных демонов автоматически заменяют собой по одному аколиту соперников, как только кто-то один решится нанять его за 2 ПО. Если наниматель Ньярлатотеп, то ему это ничего не стоит, а все остальные в качестве бонуса получают по ЗД. Каждая фракция с демоном обязана выставить его. Демон- новый тип культиста, который не приносит энергию в фазу сбора энергии. Shadow phraoh мешает контролировать врата в зоне своего присутствия и пугает аколитов с врат при входе в зону. (2 ПО+2 энергии или 2 энергии с синей фракции + 1 ЗД каждому противнику). The bloated woman здесь самая интересная. Противники должны выкупать свои павшие в битве с ней юниты, чтобы выставить их с её карты лояльности. Они платят ту же цену юнита, но энергия идёт владельцу нейтрала! История с дешёвым наймом для синих и ЗД для всех остальных продолжается… ВД The hunter of the Dark после битвы имеет странное свойство. Если противник выбросил в битве с ним 1 результат «смерть», ночной охотник добавляет себе же ещё один. Компенсируется это дешёвым выставлением гримуара (заплати единицу энергии) и его свойством: перед битвой противник будет кидать по 6-граннику за юнита, участвующего в битве. За каждую «6» он должен уничтожить юнита. Скидка для синей фракции присутствует).

- Карта «Library of Celaeno». Включает более схематичную двухэтажную карту с порталами, двумя нейтральными юнитами и 4 библиотечными гримуарами. В первую фазу судьбы в зоне с каждым гримуаром спонтанно создаются врата. Когда вы контролируете врата с гримуаром, вы можете пользоваться им как 7-м.Если вы теряете контроль над вратами, то книжка «просрочена», а значит, вас будет приследовать «библиотекарь». В мире Войн Ктулху не стоит связываться даже с библиотекарем… В каждую ФС все игроки получают по жетону тишины, которые они могут быть применены как действие за 0 для активации стража библиотеки или библиотекаря. Активированный страж кидает свой куб и забирает количество юнитов, равное результату куба в тюрьму. Также он блокирует врата в своей зоне. Библиотекарь же по активации перемещается по всей карте в зону фракции, просрочившей том и результат куба «агонии» нужно заглушить убивая своих юнитов, теряя очки судьбы или возвращая просроченный том на место за каждую единицу. Так настольная игра учит нас возвращать чужие вещи.

- Здесь и далее начинается зона коллекционеров, которые хотят скупить всё (но зачем тогда они читают эту статью? Хмммм…. Напишите в комментариях). Я предполагаю, в предыдущих пунктах вы точно нашли 8-10 разнообразных, весёлых, интересных именно вам дополнения, которые обеспечат вам ваши 50+ разнообразных партий в Войны Ктулху. Но я обещал помочь сделать более осознанный выбор, поэтому продолжу этот список. Возможно, в нём будет что-то интересное именно вам. Карта «Dreamlands». Карта мира снов, с соответствующим бестиарием. Разделена на подземный и поверхностый мир. В отличие от карты Земли, не является глобусом, т.е. имеет края и углы. Также имеет туннели для быстрого перемещения. Находится ниже в списке карт, так как имеет 2 отдельных дополнения, связанные непосредственно с ней. Получается небольшая матрёшка. « Мы сделали дополнение к этому дополнению, чтобы вы не заскучали». Насколько они необходимы для этой карты, вопрос открытый. Разберём их в следующих пунктах. Хотя карта имеет дополнительное условие для победы, оно кажется мне скучным: необходимо контролировать врата в зонах с 4 пронумерованными цитаделями на карте. Да, это всё. Дополнение содержит 2 типа монстров: подземный ужас Bhole и 6 поверхностных Zoog’ов. Bhole активируется после проведения ритуалов конца света и разносит врата, а Зуги появляются в зоне с цитаделями и спугивают контролирующего врата культиста пока не будут уничтожены в этой зоне.

- «Dreamlands Surface Monsters» - расширение, включающее себя поверхностных монстров карты Dreamland. Также могут использоваться на любых других картах. Gnorri в ФС доют 1 дополнительное ПО за 2 выставленных на карту Gnorri, три выставленных монстра дают 2 ПО. Выставить двух дополнительных (первого вы получаете за 2 ПО стоит столько же, как выставить новые врата. В целом, монстр чуть-чуть удобней врат, так как позволяет компактнее фармить ПО вместо врат, которые необходимо защищать. Кроме того, это монстр, кидающий 2 куба. Moonbest’ы при найме подкидываются на гримуары других игроков и блокируют их действие, пока жертва не заплатит одно очко судьбы (ПО). Летающие Shantak’и действием перемещения таскают с собой одного вашего культиста. (Вау).

- «Dreamlands underworld monsters». Аналогичный пак для карты Dreamlands, но уже с подземными монстрами. Ghast’ы (0 боевых кубов) призываются все вместе за 2 энергии. Gug стоит всего 1 энергию и бросает 3 куба, но не может захватывать культистов. Пауки плато Лэнг (Leng spider) могут менять 2 результата «боль» на результат «смерть» вам или вашему противнику.

- Дополнение «Great old one pack 4». Содержит 3 великих древних. Byatis не может передвигаться самостоятельно, но может быть прогнан результатом боль на кубике. Если в зоне с ним стоят вражеские юниты, - получите 1 ЗД. Его гримуар позволяет заманивать всех культистов из одной соседней зоны к нему. Nyiogtha – существо, состоящее из 2 юнитов. Когда одно делает одно из обычных действий- второе повторяет бесплатно. С первоначальной стоимостью 6, их гримуар снижает их стоимость до 2. Tulzcha – лучик света в этом дополнений (в прямом и переносном смысле). В фазу сбора энергии даёт своему обладателю 1 ПО, если у кого-то больше ПО, 1 ЗД, если у кого-то больше ЗД, и 1 энергию, если у кого-то есть больше энергии. Гримуар позволяет получать энергию в размере стоимости ритуала конца света, не получая дополнительные ПО и ЗД.

- Карта Shaggai. Описывалась в предыдущей статье. Процитирую её здесь. Действие происходит в разрушающемся мире Шаггай. При расстановке игры первый игрок ставит одну из пронумерованных миниатюр червей в одну из зон карты. Игрок, контролирующий врата в этой зоне может получить гримуар просто потратив 6 маны, а также за 2 маны обойти ограничения по выставлению древних. Например, Ктулху может пробудиться только на участке со своей печатью, но за 2 дополнительных маны можно его пробудить и там. В конце фазы судьбы кидаются кубики по числу игроков и, если хотя бы на одном из них есть номер червя, этот сегмент уничтожается, все, кто имел юнитов на ней получают компенсацию по 1 мане за юнит и 1 знаку древних за врата, древнего или собор. В последствии при перемещениях эти зоны «перешагиваются», но придется потерять одного юнита из числа перемещающихся. Есть в моей коллекции, но мы так до неё и не дошли. Взял когда-то просто потому, что она была в наличии. Слишком схематичный дизайн, на мой взгляд есть более интересные карты.

- Ramsey Campbell Horrors 2 Содержит один тип монстров и 2 ВД. Каждый раз, когда вы призываете Satyr’а , вы бесплатно выставляете культиста. Вроде и хорошо, но сатир стоит 2 энергии… Если безголовый Y’golonac погибает в битве, вы заменяете чужого монстра, ужаса или культиста Юголонаком и передаёте ему его карту лояльности. Забавно, что этим действием выполняется условие выполнения гримуара , который оповещает, что все противники, кроме нового владельца ВД получают ЗД. В принципе, забавный способ играть в горячую картошку этим юнитом. Daoloth в битве со своим участием отменяет броски другого ВД. Гримуар позволяет спавнить новые врата просто по факту его перемещения в зону без врат.

- Ramsey Campbell Horrors 1 имеет такой же звёздный состав – 1 тип монстра, 2 ВД. Insects from shaggai в фазу действий контролируют культистов, которые имели неосторожность выйти из своих врат. Культисты передвигаются, повинуясь вашим приказам и сражаются на вашей стороне. Eihort – ВД с механикой- вариацией на тему мозговых цилиндров. Когда вы нанимаете его, все ваши культисты заменяются на неспособных передвигаться Brood жетоны с 1 кубом в битвах. Гримуар ФС позволяет менять всех культистов в пуле на все жетоны. Предполагаю, что после того как вы поменяли культистов на жетоны, вы также можете их выставить и иметь два набора культистов, генерящих энергию.Glaa’ki сразу дарить ЗД во время своего призыва, даёт энергию за всех не выставленных на поле культистов (включая захваченных) . Соответственно, ваша тактика будет заключаться в захвате как можно большего количества культистов и получения по энергии сначала по свойству Glaa’ki, а потом за возвращение культиста хозяину. Когда вы активируете свой гримуар, такие культисты будут давать по 1 ЗД за штуку.

- Сыщики (Investigators). Подтип боевых юнитов с 1 боевым кубом, которые нанимаются за 1 ПО и отдаются противнику во владение. Бонус третьего кикстартера, миниатюры сыщиков из Planet Apocalypse. Сильно портят жизнь своему обладателю. Также, захваченный сыщик не приносит, а отнимает 1 энергию у захватившего. Все сыщики обладают способностью «предатель» - любой игрок может перемещать любых сыщиков. Amelia Azevedo назначается первый результат смерть в битве, в которой она участвовала. Если в битве её не было – умирает ваш самый дорогой монстр. Moose Kowalski заставляет платить 1 ПО за начало битвы в области, в которой его нет. Cindrew Putorius кладётся на бок после любых действий, происходящих в зоне с ним. Следующее действие не может быть осуществлено в этой зоне. Hannah Hazard разрешает объявлять битву только в соседней с ней областью. Приносит своему обладателю один результат «боль». Victor Steele. При его отсутствии на поле в фазу судьбы другой игрок называет вам действие, которое вы обязаны совершить первым в фазу действий. John Dark при его нахождении в вашем резерве запрещает получать ЗД, а вместо этого должен быть выставлен на поле. Naomi Johnson уменьшает количество ваших кубов в битве на 3. Любой игрок может нанять Наоми. Tarang уводит всех культистов из зоны, в которую вошёл ВД. (даже ваш) Его владелец обязан нанять его, если он не на карте в ФС.

- Ужасающий Ктулху «Dire Cthulhu» во время ФС даёт по ЗД каждый раз, когда вы пробуждаете нового нейтрального ВД. Гримуар позволяет перекидывать результаты на боевых кубах фракциям, которые находятся в зоне битвы, но не участвуют в ней.

- Elder Shoggoth после битвы меняет любое количество ваших юнитов и заменяет юнитами из вашего пула за половину от нормальной цены. Полезен в специфических случаях, когда у вас только юниты начального уровня и вы хотите получить скидку на самых раскаченных, но если вы выставляете своего ВД, то противник получает ЗД, а если вы выставляете таким образом ужаса – ПО.

- «Beyond Time and Space» относится к одному из скучнейших типов дополнений. Здесь нет ни новых механик, ни способа победы. Нет даже движка на получения ЗД. Есть только манипуляции с кубами. Покупая Wamp’ов – ждите фазу судьбы. В неё один из ваших противников решит куда выставить всех четытёх в зону без врат (годятся только как пушечное мясо со своим «0» кубов). Voonith после битвы добавляет результат «смерть» если так выпало меньше кубов, чем Voonith в битве. Было бы здорово, если бы их было хотя-бы 5, но их 2… Поэтому, максимум +2 убийства в битвах от них. Hound of tindalos достаточно боевая с 4 кубами и не может быть убита, пока её не отгонят с зоны с вратами. Также она не может передвигаться самостоятельно – только в группе с кем-то. (такое мы видели у Reanimated предтечей):-/

- Следующие 2 пункта – зона гигантов – эксклюзивов Кикстартера. Удачи найти их в продаже. Имеют ценность в основном за счёт сквозного применения в нескольких играх от Сэнди. Как минимум, я знаю, что их можно применять в Hyperspace. Начну с «Cthulhu the Harbinger». Выставляется за 8 энергии и все противники получают по 1 ЗД. Все юниты в зоне с ним тут же помещаются на его карту лояльности. Все юниты атакующие его тут же уничтожены, и необходимо выкинуть 3 результата «смерть», чтобы его победить. Убивший его и владелец получают по 1 ЗД. Не имеет гримуара. Вечеринка знаков древних, которую вы устроили для всех за свой счёт. Слишком дорого во всех смыслах, чтобы получать их таким образом.

- «The Risen One» настолько огромен, что перекрывает соседние зоны своей базой. Также как и Cthulhu the Harbinger одаривает всех противников знаками древних. Может бросать любое количество кубов на своё усмотрение, но если у него выпадает больше смертей, чем у оппонента – он уничтожается. Гримуар позволяет ему перелетать в зону с вашим юнитом.

- Nodens в битве добавляет один результат «смерть» и 2 результата «боль». В ФС двигает назад на один стоимость проведения ритуала конца света. Именной гримуар позволяет разместить токен на один из других гримуаров вашей фракции и получать плюшки с этого гримуара. Например, он может контролировать врата, как младые Козы или выставляться бесплатно после боя, как вендиго ВВ или считаться как Formless spawn Спящего, усиливая всех юнитов такого типа.

- Eidolon имеет скульпт Г.Ф. Лавкрафта, всматривающегося в бушующее море и также является эксклюзивом 3 кикстартера. Может использоваться как навороченный указатель очерёдности хода, а может – как культист, с ограничением на создание и контролирование врат. Пока он в игре, владелец заставляет всех писать их планируемые действия на бумажке и показывать. Они обязаны делать те действия, которые раскрыли.

- Cacodemon является ужасом, который предотвращает приход чужих монстров в свою зону без сопровождения ВД. Раздавался бесплатно как награда за достижение целей на 3 кикстартере. Стоит 4 энергии, кидает 3 куба.

- «Giant blind albino penguins» - это те ребята, которые впрягаются в битвы с вашим или без вашего участия. Не очень боевые (2 куба), но дешёвые (1 ед. эн.). За несколько кампаний кикстартера стали мемом. Один фанат постоянно просил Сэнди сделать юнитов – пингвинов из рассказа «Хребты безумия». Там они появлялись на одной странице и просто стояли… Чтож, возможно, кто-то оценит шутку с их активностью в условиях настольной игры.

- Great old one pack Состоит из одного ВД. Gobogeg стоит 0 и бросает 0 кубов, но если он убит или прогнан «болью» после битвы, он прогоняет всех юнитов с этой зоны. Пассивная способность «Book of law» даёт 6 энергии владельцу Гобогега каждый раз когда пробуждается великий древний. Умиляет гримуар. Он исполняется, когда кто-то выигрывает игру. Гримуар позволяет вам выбирать фракции, карту и дополнения, которые будут участвовать в следующей партии. Если вы отчаялись посадить игровую ячейку играть на карте Шаггай – вперёд за покупкой. Также не забудьте добавить в игру Гобогега, чтобы повторить трюк и стать местным маленьким диктатором.

Общие размышления про косметические улучшения, т.е.«bling». Для улучшения читаемости результатов кубиков советую приобрести кубики одной из фракций. Если вы хотите проводить битвы быстрее – 2 набора отличающихся цветов, вроде зелёные Ктулху/красные кубы Козы. Имеет смысл приобрести увеличенные карты, так как при обилии дополнений (особенно с пластиковыми вратами) места на обычных картах хватать не будет. Если вы скупили >70% дополнений (как я), вам будет полезна книжка Omega master rulebook, а если вы скупили все карты и вам очень хочется играть ввосьмером – имеет смысл взять набор карт с большим числом игроков. Кубики способностей фракций – квинтэссенция блинга. Нам всегда хватало обычных шестигранников. А, нет же. Квинтэссенция блинга - это Shining Trapezohedron Plastic Marker Pack – набор пластиковых жетонов с песочными часами.
Дорогой друг, если вы дошли до этого момента, скорее всего, вам понравилась моя статья, ведь вы прочитали больше 5 тысячи слов.) Надеюсь, я помог не только сохранить часть денег, но и обратить ваше внимание на ранее незамеченные дополнения, сделать осознанный выбор. Я не рассчитываю, что много людей увидит эти строки, и ещё меньше захочет меня отблагодарить за проделанный труд, но если у вас возникло такое желание, вы можете сделать это переводом на карту в сбербанке 5469670011102756. Скорее всего, я потрачу эти деньги на дополнения к Ктулховозу)
Полезные ссылки:
Энциклопедия дополнений: https://necronomicon.app/
Ещё одна энциклопедия: Cthulhu Wars Wiki
Фанатское веб-приложение для соло или мультиплеерных партий (А вы думали, что я забыл, что обещал это в начале статьи?) Можно попробовать поиграть за Great Cthulhu, Crawling Chaos, Black Goat, Yellow Sign, Sleeper, Windwalker, and Opener of the Way
Веб-приложение для соло и многопользовательской игры
А для дуэли можно поля брать, чтоб на 4х играть?
Нет, они другие и очень маленького размера
Неочень понял вопрос, да и ответ.
Вы собираетесь играть вдвоем по старым правилам, где игроки берут по две фракции? Или имеете виду какой-то свой вариант "стенка на стенку", как в Unmatched: две команды, в каждой из которых по два человека?
В любом случае, изначально карты все рассчитаны на 3-5 игроков. Шагай-карта допустим, она больше по размеру той, что в базовой коробке лежит. По остальным точно не могу сказать, но на базовой карте действительно может быть тесно 4-5 игроков. Конкретно Шагай-карту мы и двоих пробовали (по одной фракции на каждого). Мне она близка оказалась.
В правилах на двоих (с последнего кика) стоит только приписка, что не рекомендуется использовать карту с библиотекой Celaeno и фигуры bokrug, servitors of outer gods и dhole. И то, с примечанием "это ваша игра, делайте что хотите".
Несколько раз перечитал вопрос. Если у вас 2 дуэльки и вы хотите разложить на большом поле картонные фигурки, то в принципе, не вижу для этого препятствий. Первая дуэлька точно с теми же гримуарами, как и в большой игре. Вторая-не знаю... Поля в дуэльке же слишком малы для фигур полновесной базы.
ахала, и так оказывается можно рассматривать вопрос)
всё верно, 2 дуэльки + поля от большого ктулховоза.
Спасибо, ваша статья очень помогла!
подскажите, где можно найти перевод для карты (большой и маленькой) Ужасающего Азатота?
Статья супер, спасибо за работу, очень своевременно!
Большое спасибо за статью)